Поговорим

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Сенет - игра со своей душой / Senet, a Game with Own Soul

Общие правила игры Сенет едины, и здесь можно лишь немного дополнить описание в Википедии:

«Доска 3×10, расчерченная на клетки, представляет собой одну дорожку, уложенную в три «слоя». Путь фишек представляет собой гонку по маршруту в виде латинской Z от первого ряда к последнему. Цель игры — вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику.»

Фишки одного цвета у обоих игроков, но у одного это были башенки, у второго – лепешки, позже они были заменены конусами и катушками. В древних вариантах с каждой стороны было по 7 фишек, в более поздних – по 5.

(По идее, ранний вариант игры на 7 фишек мог иметь отношение к отработке решений модели физического мира, созданной средствами императивного программирования, а более поздний на 5 фишек – к новым решениям для основного ядра модели, полученным с помощью хаоса средствами декларативного программирования,  и ее коррекции.

Из «Концепция души в Древнем Египте»: «Ра появился с не менее чем семью Ба и 14-ю Ка, каждая со своей особенностью..." (семь фишек и семь Ба и 14 Ка у Ра)

Вариант на 7 фишек:

Первые пять фишек могли быть связаны с отработкой пяти органов чувств для смоделированного мира.

Шестая фишка связана с шестым чувством - интуицией, выход на которое осуществляется через испытания для тела, разума и воли. Кто-то выдерживает, кто-то нет - повесть А. П. Чехова «Палата №6».

Повесть В. Я. Тарсиса «Палата №7» - «готов и к жизни, и к смерти» - принятие модели и готовность выполнить все необходимое для выстраивания ее структуры в материальном мире.

Тарсис — древнее название места, откуда экспортировалось серебро. Провинция Фарсида (лат. Tharsis), Тарсис — регион Марса, представляющий собой огромное вулканическое нагорье к западу от долин Маринера в районе экватора. В регионе выделяют купол или плато Фарсида (Tharsis Bulge), а также впадину Фарсида, которая частично окружает купол. Разница высот без учёта вулканов составляет 10 км. Площадь плато — 30 млн км². Предположительно нагорье образовалось в результате поднятия магмы (возможно, плюма). На Фарсиде расположены крупнейшие в Солнечной системе вулканы (потухшие) — гора Олимп, гора Аскрийская, гора Павлина, гора Арсия, все вместе также известные как «горы Фарсида» (лат. Tharsis Montes).

Ходы определялись броском четырех черно-белых палочек. В зависимости от значения палочек (белая или черная сторона) игрок мог передвинуть от одной до четырех фишек за ход. В случае выпадения всех четырех палочек черной стороной игрок получал 5 очков, и в этом случае мог передвинуть сразу 5 фишек. Можно было также какие-то из фишек оставлять стоять, используя полученные очки для движения других. Были также бонусные дополнительные броски. Их балы можно было суммировать с балами основного.

«В игре применялась несимметричная система разметки, символизирующая ловушки, затрудняющие прохождение души умершего в загробном мире и обозначенные иероглифами, имеющими неравное значение. Считается, что каждая клетка (ловушка) сенета символизирует «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство.»

Поле № 15 («Дом Возрождения»). 15-й элемент в периодической таблице Менделеева — Фосфор. Фосфор в мифологии - «несущий, приносящий свет», «утренняя звезда», Люцифер, Венера, остатки фосфорной кислоты как источник энергии – АДФ, АТФ в нуклеотидах, из которых состоят ДНК и РНК (см. «Сенет, Раса-Лила и тор»). В этом поле заново вводятся в игру фишки, которые «погибают» в главных «Домах» последнего ряда. «Питер А. Пиччионе в своей статье «В поисках значения сенета» высказывает предположение, что фишка, попавшая в Дом Возрождения, получала дополнительный ход.»

«В клетке № 16 располагался «Дом сетки», который, возможно, тоже был ловушкой, и, если фишка попадала на эту клетку, игрок пропускал один ход.» (16-й элемент – Сера, «горящий камень», жрецы использовали в «священных курениях», связывая ее с подземным миром и его богами, «ад пахнет серой», встречается в самородном виде в местах вулканической активности...)

«Возможно, эти два поля вместе представляли собой систему компенсации, призванную нейтрализовать преимущество первого хода. Система оригинальная и довольно сложная, но она хорошо работает: двойка при генераторе 4d2 выпадает чаще тройки, и преимущество «катушек» (начальная расстановка и право первого хода) нейтрализуется удачливостью «конусов» (вероятностный перевес в сторону двойки, с лишним дополнительным броском в «Доме Возрождения»). Однако она в значительной степени утратила силу с уменьшением количества фишек (с 7 до 5 с каждой стороны): дополнительному ходу стало просто неоткуда взяться, но и пропуск хода сразу после выступки перестал представлять опасность. Во всяком случае, на сенетах позднего времени «Дом сетки» никогда не бывает обозначен.»

The Kitchen of Reality Levels of Reality L of R"Возможно, игровое значение также имел квадрат № 21 (предположительно «Дом Ба»), однако достоверных подтверждений этому нет. (21-й элемент – Скандий, назван в честь Скандинавии, «севера мира»)

Как бы то ни было, среди почти 80 найденных археологами уцелевших наборов для сенета только у последних пяти полей неизменно совпадает разметка, что подтверждает особую важность этих «Домов» для прохождения."

5 полей-ловушек и 5 химических элементов - железо, кобальт, никель, медь, цинк:

1.«Поле № 26 — «Per Nefer» («Дом Красоты» или «Дом Омоложения»), отмеченный изображением иероглифа «нефер» («хорошо»). Предположительно, каждая фишка заканчивает ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. Это первый Дом в линии «главных Домов»; он символизировал превращение усопшего в мумию, омоложение и в конечном итоге — подготовку к вечной жизни. По достижении «Дома Красоты» (и вообще, во всех главных «Домах») фишка не может быть срубленной, рубить и ходить назад, но возможно, игрок здесь сразу получает дополнительный бросок, определяющий её «судьбу».» 26-й элемент – Железо (звездный)

 

2.«Поле № 27 — «Per Mu» («Дом Воды»). Основная ловушка в игре. В старой разметке отмечался косым крестом «Х», в новой на нём символически изображались Воды Хаоса — сквозь них солнечный диск бога Ра плыл на барке перед тем, как взойти на рассвете. Грешники, которым было отказано в месте на барке, тонули. Фишка, которая останавливалась здесь, не проходила испытания и снималась с доски. Возможно, игрок здесь опять был обязан бросить кости и определить её «судьбу», однако точный порядок этих бросков неизвестен. «Утонувшая» фишка «возрождалась» в «Доме Возрождения», однако точные правила её повторного ввода в игру неизвестны.» 27-й элемент – Кобальт (Kobold, домовой)

 

3.«Поле № 28 — «Дом Трёх истин» или «Дом Гелиопольскихдуш». В старой светской разметке отмечался цифрой «III», в новой — изображением трёх птиц. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено «3», при любом другом результате остаётся на месте.» 28-й элемент – Никель (горный дух-озорник)

 

4.«Поле № 29 — «Per Re-Atoum» («Дом Ра-Атума»), в позднее время — «Дом Исидыи Нефтиды». В старом варианте разметки был помечен цифрой «II», в новом — изображением двух коленопреклонённых человеческих фигур. Фишка, попавшая в этот дом, может покинуть доску, только если выброшено «2», при другом результате остаётся на месте.» 29-й элемент – Медь («зеркало Венеры», smid – Smith, кузнец)

 

5.«Поле № 30 — «Per Ra-Horakhty» («Дом Восходящего солнца»). Проходя этот квадрат всеми фишками, игрок успешно завершал игру и ритуально возрождался вместе с богом Солнца, а значит, прямо сейчас, ещё при жизни получал его уверения в том, что после смерти выдержит все испытания загробного мира. Уход фишки сенета с доски был равносилен спасению покойного из Царства Мёртвых, единению его с богом солнца Ра и в конечном итоге, обожествлению. В старом варианте этот квадрат помечался цифрой «I», в новом — изображением сокола, несущего на голове солнечный диск, или просто изображением солнечного диска (круг с точкой в центре). В самых поздних вариантах этот квадрат не нёс вообще никакой разметки. Правила ухода фишки из этого дома вызывают разногласия. По одной версии, фишка могла уйти из 30-го дома, только если игрок выбрасывал «1», по другой — фишка могла уйти с этого поля при любом результате броска.» 30-й элемент – Цинк (зубец, игла – меч-игла Арьи, подарок Джона Сноу-Старка, по рождению Эйгона Таргариена, груз 200, цинковый гроб для солдат).

«Фишки двигались от старта к финишу и по пути могли рубить друг друга, если нагоняли, по шахматному принципу — вставая на клетку, занятую фигурой противника. Две фигуры на одной клетке находиться не могли. Фигура может перепрыгивать через другую фигуру, если за той есть свободное поле. Две фигуры и более, стоящие рядом (безразлично, свои или чужие), перепрыгивать нельзя.

Взятая фигура не уходила с доски и не возвращалась на старт, но ставилась на поле, откуда начала ход взявшая её фигура, то есть при взятии фишки фактически менялись местами. Большинство исследователей сходятся в том, что если игрок оказывался в положении, когда ни одна фишка не может сделать ход вперёд, он был обязан сделать ход назад, и только если это невозможно, ход пропускался, однако точные правила и регламент такого обратного движения опять-таки неизвестны.

В игре действует правило, когда две союзные фигуры, стоящие рядом по ходу движения, «охраняют» друг друга — противник не может срубить ни одну из них, пока игрок сам не разобьёт такую пару. Тройка фигур предположительно разбивается взятием средней из них. Правила, касающиеся разбивания линии из четырёх и более фигур, также неизвестны.

Побеждает тот, кто доведёт свои фишки до конца и выведет их с доски (как в нардах). Игрок, который выводит свои фишки первым, сразу выигрывает, то есть ничьих в сенете нет.»

См. также "5 Основных Домов в игре Сенет и железо, кобальт, никель, медь, цинк / 5 Main Houses in the Game Senet and Iron, Cobalt, Nickel, Copper, Zinc"

"