Поговорим

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Космическая программа Украины / Space Program of Ukraine

После провозглашения независимости Украины на территории Украины остались 130 предприятий ракетно-космической отрасли промышленности СССР (конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, производственные объединения, испытательные центры и др.)

После провозглашения безъядерного статуса Украины производство боевых баллистических ракет было прекращено, а находившиеся на территории Украины межконтинентальные боевые ракеты были сняты с боевого дежурства и демонтированы. Предприятия ракетно-космического комплекса были переориентированы на выпуск продукции невоенного назначения.

29 февраля 1992 года Указом Президента при Кабинете министров Украины было создано Национальное космическое агентство Украины (НКАУ). В 1996 году были созданы Институт космических исследований НАНУ и Национальный центр аэрокосмического образования молодёжи.

19 ноября 1997 года в составе международного экипажа на американском космическом корабле «Columbia» совершил первый полёт в космос первый космонавт Украины Л. К. Каденюк. (исп. columba - голубь, Columbia - женский образ, олицетворявший Соединённые Штаты Америки после Американской революции второй половины XVIII века. Происходит от имени испанского мореплавателя Христофора Колумба, к которому было присоединено окончание -ia, распространенное в латинских названиях стран (Британия, Галлия и другие). Это название также применялось в качестве торжественного наименования всей Америки и Нового Света... После установки в устье реки Гудзон в 1886 году Статуи Свободы её образ в значительной степени вытеснил Колумбию в качестве женского символа Соединенных Штатов. Названная в честь первого американского корабля, совершившего кругосветное путешествие с проходом вдоль верхней части североамериканского побережья Тихого океана, и женского олицетворения Соединённых Штатов, «Колумбия» стала первым из пяти орбитальных кораблей системы «Спейс Шаттл», совершивших полёт в космос, и совершила свой первый космический полёт в апреле 1981 года. За 22 года эксплуатации «Колумбия» совершила 28 полётов в рамках программы «Спейс Шаттл»... В конце своего последнего полёта в феврале 2003 года «Колумбия» разрушилась при входе в атмосферу, в результате чего погиб весь экипаж миссии STS-107 в составе семи человек и была уничтожена большая часть находившейся на борту научной полезной нагрузки. Комиссия по расследованию причин катастрофы пришла к выводу, что причиной стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока. При старте 16-го января этот участок теплозащиты был повреждён падением на него куска теплоизоляции кислородного бака. Гибель «Колумбии» и её экипажа привела к переориентации программ НАСА по пилотируемым полётам, что привело к созданию программы «Созвездие» в 2005 году и окончательному прекращению программы «Спейс Шаттл» в 2011 году.)

У Украины нет собственного космодрома. Но, еще в советское время в г. Днепропетровск (с 2016 город Днепр) конструкторами и учёными в КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» (Южмаш) были созданы ракеты-носители «Зенит-2», «Днепр» и «Циклон-3» (см. Википедию).

В настоящее время три космических аппарата Украины: Сич-2-30 (оптико-электронный для для получения цифровых изображений поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазонах с разрешением 8 м на пиксель, запущенный 13 января 2022 с мыса Канаверал (США) к 30-летию Независимости Украины - от исп. cañaveral — «заросли сахарного тростника» ракетой-носителем Falcon 9 со 105 спутниками из 20 стран) и два студенческих наноспутника PolyITAN-1 и PolyITAN-2 находятся на орбите. (Сич-1 проработал до 2006, Сич-2 - до 2012)

1 октября 2010 года было подписано первое соглашение о сотрудничестве в космической сфере между Украиной и Японией — Меморандум о намерениях по реализации совместного проекта относительно проектирования и эксплуатации микро- и наноспутников ДЗЗ с целью отработки технологий и проведения исследования окружающей среды, почв, сельскохозяйственных ресурсов, определения перспективных методов мониторинга и оценки экономической эффективности их применения. На первом этапе сотрудничество предполагалось в основном по вопросам получения, обработки и использования данных спутника.

В октябре 2010 был рассмотрен вопрос подготовки полета украинского космонавта на российский сегмент МКС, однако выделение средств на полёт космонавта позднее не было предусмотрено.

Начавшийся в ноябре 2013 года политический кризис привёл к осложнению обстановки в стране. Утверждённое Верховной Радой Украины 27 февраля 2014 года новое правительство Украины объявило о разрыве технического сотрудничества с Россией (в том числе, в аэрокосмической сфере).

В мае 2013 года был заключён контракт на изготовление украинскими предприятиями 5 маршевых двигателей четвёртой ступени для ракет-носителей «Вега» (три двигателя должны были быть поставлены заказчику в 2014 и ещё два — в 2015 году).

27 июня 2014 года была подписана экономическая часть соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом (вступившая в силу 1 сентября 2014 года), в тексте раздела V «Экономическое и отраслевое сотрудничество» соглашения упомянуто «сотрудничество в космосе».

30 ноября 2017 Европейское космическое агентство выделило 53 млн евро на финансирование программы «Vega Evolution», которая предусматривает замену украинских жидкостных ракетных двигателей РД-843 (поставляемых для ракет-носителей Vega) на более экологичные немецкие двигатели.

Orbital Sciences Corporation (США) - Ракета-носитель Antares, грузовой модуль Cygnus (Лебедь). MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (Канада) - украинский спутник связи Либідь-1 (Лебедь-1)

В 2008 году украинские предприятия КБ «Южное» и ПО «Южмаш» подписали договор с американской компанией Orbital Sciences Corporation о создании первой ступени ракеты-носителя «Antares» (от греческого ανταρης, что означает «против Ареса (Марса)») для доставки на низкие орбиты грузов в рамках программы «Commercial Orbital Transportation Services» (первый запуск ракеты «Antares» был осуществлен с американского космодрома Уоллопс (Wallops Flight Facility, ранее — WITC, Wallops Island Test Center — испытательный центр на острове Уоллопс ("Операции на стене").) в апреле 2013 года; 10 января 2014 был осуществлён ещё один запуск ракеты-носителя «Antares» — с грузовым модулем «Cygnus» ("Лебедь"), доставившим 1,26 тонн груза на Международную космическую станцию).

В марте 2011 года правительство Украины утвердило стратегию развития космической отрасли до 2032 года, которая предусматривала создание системы дистанционного зондирования «Сич-2», Национальной системы космической связи «Лыбидь», системы координатно-временного и навигационного обеспечения, а также системы осуществления контроля и проведения анализа космического пространства. Общий объём финансирования программы был утверждён в размере 38,5 млрд гривен. В декабре 2009 года НКАУ заключило контракт с канадской компанией «MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd.», которая должна была изготовить первый украинский спутник связи и построить на территории Украины объекты наземной вспомогательной инфраструктуры для его использования (два центра контроля и управления полётами). Запуск спутника «Либідь-1» (Лебедь-1) был запланирован на 2011 год, несколько раз откладывался и так и не состоялся.

29 октября 2014 ракета-носитель «Antares» с космическим грузовиком «Cygnus», который должен был доставить свыше двух тонн груза к МКС, взорвалась в момент старта на космодроме Уоллопс на атлантическом побережье США. Первая ступень взорвавшейся ракеты-носителя «Antares» была разработана КБ «Южное». Вслед за этим, США приняли решение приостановить сотрудничество с ПО «Южмаш» по проекту «Антарес». (28 февраля 2022 года частная космическая компания Rocket Lab анонсировала строительство стартового комплекса для ракеты Neutron на острове Уоллопс.)

"Ещё советскими конструкторами и учёными в КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» (Южмаш) были созданы ракеты-носители «Зенит-2», «Днепр» и «Циклон-3»."

После распада СССР Украина продолжала выпуск советской двухступенчатой ракеты-носителя среднего класса "Зенит-2" совместно с производителями России и США. Были также разработаны ее модификации, а также трехступенчатая ракета "Зенит-3" и ее модификации, запуск которых осуществлялся с космодрома "Байконур" до 2017 года. Была также изготовлена модификация РН "Зенит-3SL" (одна из модификаций семейства РН «Зенит», строившаяся Конструкторским бюро «Южное». РКК «Энергия» производит разгонный блок ДМ-SL (3-ю ступень), а головной обтекатель производится компанией «Боинг»), применявшаяся для запусков с плавучей платформы «Odyssey» в проекте «Морской старт». Её первый полет состоялся в 1999 году, она была запущена 36 раз, при этом три запуска завершились аварией и один запуск признан частично удачным. Платформа была заякорена на экваторе в Тихом океане, в точке с координатами 154° з. д., около 370 км к востоку от Острова Рождества (Кирибати). Последний запуск этой модификации был произведен в 2014 г.

С 2018 года "Морской старт" принадлежит ООО «С7 космические транспортные системы», входящей в S7 Group. В начале 2020 года перебазирован на Дальний Восток в порт Славянка, расположенный в 50 км от Владивостока. На текущий момент "заморожен" на неопределенный срок.

РН "Днепр"

«Днепр» — конверсионная космическая ракета-носитель, созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонны полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300—900 км. 5 октября 1998 вышло постановление правительства о создании ракетного комплекса «Днепр».

Конверсионная программа «Днепр», разработанная в 1990-х годах по инициативе президентов России и Украины, предусматривает использование снятых с боевого дежурства МБР РС-20 для запусков космических аппаратов. Первый запуск искусственного спутника по программе «Днепр» был произведён 21 апреля 1999 года.

С 1999 по 2015 год выполнено 22 пуска РН «Днепр», с помощью которых на орбиту вывели более 140 космических аппаратов более чем 20 стран.

Предистория баллистической ракеты Р-36 до ее использования в качестве базы РН "Днепр", а также РН "Циклон":

  • Р-36 орб(«орбитальная») — боеголовка выходила в космос
  • Р-36М «Сатана» (15А14);
  • Р-36М УТТХ «Сатана» (15А18)(по классификации НАТО: SS-18 Mod 4);
  • Р-36М2 «Воевода» (15А18М) (по классификации НАТО: SS-18 Mod 5 «Satan»,SS-18 Mod 6 «Satan»);
  • Р-36М3 «Икар» (В 1991 году КБ Южмаш был закончен аванпроект ракетного комплекса пятого поколения Р-36М3 «Икар»)

В 2000 г. Космотрас и КБЮ прорабатывали модернизацию «Днепр-М» с изменением разгонной ступени и новой головной частью, но проект не был реализован. В основном, в работе над программой Днепр использовался стандартный вариант ракеты. В дальнейшем работали над двумя видами обтекателя: обычной длины и удлинённой. РН Днепр (15A18) — космическая ракета, переоборудованная Р-36М с истекшим сроком эксплуатации. Вместо ядерных боеголовок устанавливаются космические аппараты

Циклон

РН Циклон — ракеты строятся с нуля по технологии изготовления ядерных ракет серии Р-36.

РН Циклон-2 — создана на базе ядерной 8К69 (первый пуск 6 августа 1969 года, последний — в июне 2006. За время эксплуатации было осуществлено 106 пусков данного варианта ракеты, все успешные - единственная РН с таким результатом в более чем 100 пусках)

РН Циклон-3 — создана на основе ядерной 8К69 (первый запуск трёхступенчатой РН (11К68) осуществлён 24 июня 1977 года. Последний, 122-й был выполнен с космодрома «Плесецк» 30 января 2009 года. Из 122 пусков 7 неудачные. Стартовая масса: 187 т. Масса выводимой полезной нагрузки: Нкр = 200 км — 3,6 т.; Нкр = 1000 км — 2,5 т)

РН Циклон-4 (класс ракеты-носителя: лёгкий; разрабатывался как улучшенный вариант РН Циклон-3. 21 октября 2003 года Бразилия и Украина заключили договор о долгосрочном сотрудничестве и создании совместного предприятия пусковых услуг по планируемым с 2013 года коммерческим запускам иностранных спутников на украинской ракете «Циклон-4» на бразильском пусковом центре Алкантара (был ратифицирован в феврале 2004 года). КБ «Южное» постоянно затягивало сроки, из-за чего запуск переносился четыре раза, а расходы многократно превысили бюджет. В 2015 году из-за постоянных срывов сроков реализации бразильцы покинули проект, ввиду отсутствия дальнейших перспектив, работы над ракетой были прекращены. (Бразилия играет ведущую роль в космосе среди латиноамериканских стран. Бразильское космическое агентство управляет космодромом Алкантара (транслитерация арабского слова, означающего «арка, арочный мост» (араб. القنطرة, al qantara‎), явл. ссылкой на действующий мост Траяна, алькантара - название искусственной замши, материала, запатентованного итальянской компанией) расчитанным на 9 стартовых площадок, и ракетно-пусковым комплексом Баррейра-ду-Инферну (порт. Barreira do Inferno, Преддверие Ада). Бразилия разработала высотные зондирующие ракеты Сонда и ракету-носитель VLS-1 (неудачный, нуждается в доработке, 3-й запуск с гибелью 21 чел.) . Планируется доработать РН VLS-1 и начиная с 2013 года запустить несколько спутников на ней, а затем на её усиленном варианте VLM. В дальнейшем Бразилия предполагает разработать с помощью Роскосмоса семейство более крупных РН «Южный крест», способных выводить спутники в т. ч. на геостационарную орбиту. В 2003 год, помимо  у был подписан контракт о запуске израильских «Шавит». Есть планы по заключению аналогичных контрактов в отношении российских «Протонов» и китайских «Великий поход 4».)

Циклон-4М (класс ракеты-носителя: средний, для осуществления коммерческих миссий по запускам космических аппаратов массой до 5 тонн на низкую околоземную и до 3,4 тонны на солнечно-синхронную орбиты) — строится космодром в Канаде (финансируется США согласно одной из страниц Википедии ?). Канада как государство ко всей этой истории отношения не имеет, речь идет о частном проекте. Сами канадцы единственную свою космическую площадку закрыли в 1990-х, и для реализации космической программы используют услуги других стран. К примеру, три канадских покорителя космоса — Роберт Тирск, Крис Хэдфилд и Давид Сен-Жак летали на МКС на российских «Союзах». Для запуска автоматических космических аппаратов Канадское космическое агентство использует услуги США, России, Индии и других стран. В 2017 году КБ «Южное» вновь вернулось к РН Циклон-4, но уже с приставкой «М», на сей раз в кооперации с частной канадской компанией «Maritime Launch Services» («MLS», "Сервисы морского запуска"), созданной тремя американскими фирмами. Она будет финансировать проект собственными деньгами и с помощью финансовых инвестиций, полученных из коммерческих источников, а также построит космодром на своей территории для запусков украинских ракет. Двухступенчатая ракета Циклон-4М будет состоять из первой ступени Зенит-2 и третьей «Циклона-4». Такая конфигурация ещё не отработана и летная история отсутствует.

Для стартовой площадки (космодрома) было выбрано место в коммуне Кансо графства Гайсборо провинции Новая Шотландия (Канада). Строительство космодрома планировали начать в 2018 году и подготовить к пуску ракет в 2020 году, однако из-за постоянных задержек сроки сдачи постоянно откладывались. Планируемый срок ввода ракетного комплекса в опытную эксплуатацию — 2024 или 2025 год. Первый старт Циклон-4М ожидается в 2023 году. Планировалось (на 2018), что компания MLS ежегодно будет проводить восемь стартов.

23 августа 2019 года прошли стендовые огневые испытания третьей ступени в составе: двигатель РД861К, топливный отсек, автоматика запуска двигателя, система управления вектором тяги, жидкостная реактивная система, система телеизмерений. Во время испытаний двигатель был включен пять раз, по сообщению КБ «Южное» все узлы отработали нормально. По заявлениям проектировщиков, «Циклон-4М» сможет выводить 3700 кг на орбиту высотой 450 км (НОО) или 3000 кг на орбиту 1200 км при наклонении орбиты 87,4—87,9 градуса.

Циклон» — (11К69, по терминологии КБЮ «Циклон-2А») двухступенчатая жидкостная ракета-носитель лёгкого класса для вывода космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Её прототипом является боевая межконтинентальная баллистическая ракета Р-36орб. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) РН «Циклон» начались в августе 1967 года (было 8 пусков, все успешные), но в эксплуатацию она не была принята. Эксплуатация семейства РН началось с модификации РН «Циклон-2».

Спроектирована конструкторским бюро «Южное», производилась Южным машиностроительным заводом им. А. М. Макарова (НПО «Южмаш», Днепропетровск). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор» (Украина).)

РН "Маяк " — новая серия ракет на основе ракет «Циклон» и «Зенит», которую предполагалось разработать. В середине 2000х годов КБ «Южное» объявило о возможности разработки семейства ракет-носителей «Маяк» (в июне 2005 года макеты трёх версий ракет — «Маяк-12», «Маяк-22» и «Маяк-23» были показаны на авиасалоне в Ле-Бурже). Также, в июне 2005 года на авиасалоне в Ле-Бурже было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между правительством Украины и компанией EADS (Airbus SE - крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности, зарегистрированная в Амстердаме, слолице Нидерландов, имеет офисы во Франции и Германии) в области самолётостроения, космической отрасли, связи и безопасности.

В 2019 году Рада приняла закон, снявший ограничения на участие частного бизнеса в космической отрасли. В 2020 г. Кабмин отменил запрет на испытания ракет-носителей и запуск космических аппаратов.

Firefly Aerospace (Аэрокосмический Светлячок, ранее — Firefly Space Systems)

— частная аэрокосмическая компания со штаб-квартирой в Остине (Техас, США), которая разрабатывает легкие ракеты-носители для запуска малых спутников и кубсатов в космос. Компания является сторонником идеи «Нового космоса» — движения в аэрокосмической отрасли, которое имеет цель расширить доступ к космосу за счет использования технических инноваций, а также путем преодоления административных и логистических ограничений, связанных с зависимостью от национальных космических институтов. В апреле 2017 генеральный директор Том Маркусик заявил о банкротстве компании, позже её активы были выкуплена украинским предпринимателем Максимом Поляковым.

Компания Firefly Space Systems была основана в январе 2014 года Томом Маркусиком (на момент основания Firefly Том Маркусик уже имел опыт работы в ракетостроении, полученный в компаниях-сторонниках идеи «нового космоса» — SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin), П. Дж. Кингом, Майклом Блумом и небольшой группой инженеров на собственные средства. В ноябре 2014 компания переехала из Хоторна в Калифорнии в пригород Остина — Сидар-Парк в штате Техас. Главный офис и производственные мощности компании находились в Остине и в Хоторне. Также компания купила 87 га земли для испытательных и производственных целей в Бриггсе, что в 80 км от Остина. В 2014 компания купила оборудование для производства композитных баков, а в середине года прототип такого бака был протестирован в космическом центре Маршалла. 10 сентября 2015 года компания произвела успешное испытание своего первого двигателя Firefly Rocket Engine Research 1 (FRE-R1).

В октябре 2016 Firefly потеряла поддержку своего главного инвестора и была вынуждена отправить всех сотрудников в отпуск. Причиной отказа от финансирования, вероятно, стало судебное разбирательство между Firefly и Virgin Galactic — по мнению Virgin, Маркусик использовал некоторые из их разработок, но прямых доказательств так и не нашли. В результате сложившейся ситуации в апреле 2017 компания была вынуждена заявить о банкротстве.

Для погашения задолженности компании 16 марта 2017 Firefly выставила свои активы на аукцион. Патенты, лицензионные соглашения, а также большую часть других активов Firefly выкупил украинский предприниматель Максим Поляков, а именно его компания EOS Launcher; сумма сделки составила 75 млн долл. Так после слияния с EOS Launcher компания получила новое название Firefly Aerospace. Планировалось нанять большую часть сотрудников Маркусика и продолжить работу в Сидар-Парк.

В мае 2018 компания Firefly Aerospace открыла в украинском городе Днепр свой научно-исследовательский центр. В его штате не менее 150 сотрудников, центр оснащён промышленными 3D-принтерами, предназначенными для высококачественной печати металлом, а также инновационным металлообрабатывающим оборудованием. Компания также имеет офисы в Вашингтоне и Токио. В ноябре 2018 года Firefly Aerospace попала в список компаний, отобранных НАСА для лунной программы США.

В 2019 году компания Firefly Aerospace подписала договор о сотрудничестве с Aerojet Rocketdyne. В 2019 году ВВС США выбрали Firefly для участия в программе Orbital Services Program-4 (OSP-4). В декабре 2019 года группа первоначальных акционеров Firefly Space Systems подала судебный иск, в котором обвинила соучредителя и генерального директора Тома Маркусика Firefly Space Systems в мошенническом сговоре с Максимом Поляковым, чтобы вынудить компанию к банкротству, чтобы затем возродить ее под почти идентичным названием, не давая прежним акционерам никакой доли в новой компании.

В феврале 2020 года было опубликовано двухлетнее расследование, проведенное Snopes, которое установило связь основателей Firefly Aerospace Полякова Максима и Марка Ватта с поддельными сайтами знакомств «BuddyGays», «MyLustyWish», «WantMatures», «Loveaholics», «SpicyDesires» и «AffairDating». (ПриятелиГеи, МоиПохотливыеЖелания, ЖеланияЗрелых, ВлюбленныеАлкоголики, ПряныеЖелания, ДелаСвиданий).

В мае 2020 Firefly получили сертификацию AS9100, и команда перешла от разработки к фазе производства ракеты-носителя Alpha. В конце ноября 2021 года Максим Поляков получил письмо от Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS) с просьбой к его инвестиционной компании «Noosphere Venture Partners» продать долю в Firefly (почти 50 %) по соображениям национальной безопасности. Поляков отрицал угрозу национальной безопасности США, но согласился пойти навстречу просьбе. «Noosphere Ventures» объявила, что наймет инвестиционно-банковскую фирму для продажи акций. Будущее Научно-исследовательсккого центра Firefly в Днепре пока неизвестно — возможно, его закроют. 24 февраля 2022 года было объявлено, что Поляков и его компания Noosphere продадут свою долю в Firefly AE Industrial Partners. В феврале 2022 года Максим Поляков заявил о продаже своей доли Noosphere Ventures в Firefly Aerospace (Firefly) в размере 58 % акций своему партнеру и соучредителю компании за 1 $.

Ракеты-носители
Firefly Alpha
Кислородно-керосиновая ракета Firefly Alpha[en] должна выводить до 1000 кг груза на низкую околоземную орбиту и до 600 кг на солнечно-синхронную орбиту. В конструкции ракеты используются композитные материалы — в том числе углеволокно для снижения веса запуска, что приводит к увеличению доли полезной нагрузки. Дополнительным новшеством ракеты является использование клиновоздушного ракетного двигателя, который увеличивает её эффективность. Используются двигатели Reaver-1 (Опустошитель) и Lightning-1(Молния). Для упрощения конструкции двигателя используется вытеснительная система подачи топлива, при которой сжатый газ вытесняет горючее и окислитель из баков, позволяя обойтись без турбонасоса.

Firefly Beta
Firefly Beta - это концепция ракеты-носителя, первоначально планировавшаяся состоять из трех альфа-ядер, соединенных вместе. В октябре 2019 года Firefly объявила о партнерстве с Aerojet Rocketdyne для разработки одноядерной ракеты, потенциально работающей на двигателе AR1 Rocketdyne. В 2020 году бета-версия была переработана, чтобы стать масштабированной ракетой.up Alpha. Первая ступень будет диаметром 3,7 м (12 футов) с 5 двигателями Reaver, способными доставлять 8000 кг LEO или 5800 кг SSO внутри обтекателя длиной 4,7 м (15 футов). По состоянию на октябрь 2021 года первый бета-запуск запланирован на вторую половину 2024 года.

Firefly Gamma
Firefly Gamma - это концепция крылатой ракеты для запуска небольших полезных нагрузок на орбиту. Это будет 2-ступенчатая ракета 75% многоразового использования с ее первой ступенью посадки горизонтально на взлетно-посадочной полосе. Ожидается, что первые испытательные полеты начнутся в 2020-х.

Genesis лунный спускаемый аппарат
9 июня 2019 года Firefly Aerospace объявила, что подписала соглашение с Israel Aerospace Industries (IAI), которая владеет интеллектуальной собственностью Beresheet lunar lander design, о строительстве лунного посадочного модуля Genesis на базе Beresheet. Генезис был предложен для НАСА Commercial Lunar Payload Services (CLPS) для доставки полезных грузов на поверхность Луны. Если бы этот вариант был выбран, Firefly Genesis был бы запущен на ракете Firefly Beta или ракете Falcon 9 в конце 2022 года. Из-за изменения CLPS по техническим характеристикам Firefly определила, что Genesis больше не соответствует требованиям НАСА, и начала работу над новой конструкцией лунного посадочного модуля под названием Blue Ghost в 2021.

Blue Ghost lunar lander
Blue Ghost - это лунный спускаемый аппарат, разработанный компанией Firefly в соответствии с обновленными требованиями НАСА к лунному спускаемому аппарату CLPS. Посадочный модуль назван в честь редкого голубого призрачного светлячка (Phausis reticulata – сетчатый жучок-светлячок, Phausis reticulata – голубой призрачный светлячок). (Phausis - род жуков-светлячков (семейство Lampyridae). Эти жуки по большей части не впечатляют своим внешним видом и поведением, поэтому не привлекли большого внимания, и о многих видах мало что известно. Виды этого рода известны, по крайней мере, из Северной Америки. В Северной Америке описано десять видов, разбросанных по большей части континента. Роды Phausis и Lamprohiza очень похожи и нуждаются в пересмотре; разграничения между ними неясны. )

4 февраля 2021 года НАСА заключило контракт CLPS на сумму 93,3 миллиона долларов США с Firefly Aerospace на поставку набора из 10 научных исследований и демонстраций технологий на Луну в 2023 году. Награда является частью инициативы NASA Commercial Lunar Payload Services (CLPS), в рамках которой НАСА обеспечивает обслуживание коммерческих партнеров для быстрой посадки научно-технических полезных грузов на поверхность Луны. Инициатива является ключевой частью программы НАСА Artemis (Артемида).

Firefly Aerospace будет отвечать за комплексные услуги доставки, включая интеграцию полезной нагрузки, запуск с Земли, посадку на Луну и полетные операции. Это шестая награда за доставку на поверхность Луны в рамках инициативы CLPS. Это первая поставка, присужденная Firefly Aerospace, которая будет предоставлять услуги доставки на Луну с помощью своего спускаемого аппарата Blue Ghost, который компания спроектировала и разработала на своем объекте Cedar Park. На этом объекте также будет размещена интеграция НАСА и любых полезных нагрузок, не относящихся к НАСА, а также будет служить операционным центром компании для доставки в 2023 году. Mare Crisium, где приземлится Blue Ghost Firefly Aerospace, представляет собой бассейн шириной более 500 км, где инструменты будут собирать данные, чтобы дать представление о свойствах реголита Луны - рыхлых, фрагментированных породах и почве, геофизических характеристиках и взаимодействии солнечного ветра и магнитного поля Земли.

Космические перевозки
Firefly разрабатывает космические аппараты для предоставления комплексных услуг космических перевозок. Firefly Space Utility Vehicle (SUV) - многоразовый электрический космический аппарат, который перемещает полезные грузы и спутники с одной орбиты на другую в пределах LEO, GEO и Лунного пространства. Внедорожник позволяет меньшим ракетам доставлять большие полезные нагрузки на более сложные орбиты и обеспечивает перемещение спутников, обслуживание, расширение миссии, снятие с орбиты и др. потребности.

Firefly Orbital Transfer Vehicle (OTV) - это пропульсивный космический корабль, который может работать в течение длительных периодов времени для размещения или развертывания полезных нагрузок до ГЕО, лунных и планетарных пунктов назначения.

Производство
Штаб-квартира и завод Firefly расположены в Сидар-Парке, штат Техас. Компания имеет доступ к производственным мощностям площадью около 50 000 футов для изготовления композитных и металлических компонентов. Firefly будет использовать арендованные стартовые площадки в Калифорнии (Vandenberg Space Launch Complex 2) и во Флориде (SLC-20).

 

«Светлячок» (англ. Firefly) — американский научно-фантастический телесериал в жанре космического вестерна, премьера которого состоялась в США и Канаде 20 сентября 2002 года. Идея была воплощена в жизнь сценаристом и режиссёром Джоссом Уидоном — создателем телесериалов «Баффи — истребительница вампиров» и «Ангел». Изначально «Светлячок» был показан на телеканале FOX, но был отменён после показа одиннадцати из четырнадцати созданных серий. В 2003 году Светлячок выиграл награду Эмми за «Выдающиеся спецэффекты в сериале». Из-за большой поддержки фанатов сериала Уидон и Universal Pictures создали полнометражный кинофильм «Миссия «Серенити»» (2005), названный по имени корабля в сериале. (англ. se-re-ni-ty. 1. прозрачность, ясность (неба, воздуха и т. п.). 2. безмятежность, спокойствие (о душевном состоянии). 3. спокойствие, неподвижность (в природе). 4. (обычно Serenity) светлость (титулование герцога))

Действие разворачивается в далеком будущем, в котором люди переселились в новую звёздную систему, и рассказывает о приключениях группы контрабандистов — экипажа Серенити (межпланетного корабля класса Светлячок). Уидон говорил, что это сериал о «девяти людях, которые смотрят в темноту космоса и видят девять разных вещей». По сюжету, в будущем две супердержавы (США и Китай) объединились в единое федеральное правительство под названием «Альянс». В результате западная и дальневосточная культуры были слиты вместе. Несмотря на течение времени, некоторые вещи не меняются: людей больше, технологии лучше, но политические, моральные и этические проблемы остаются прежними.

Уидон хотел, по примеру «Ангелов-убийц», показать судьбы людей, воевавших «не на той стороне», их жизнь как эмигрантов и пионеров освоения незаселенных земель в стилистике американского Дикого Запада. Режиссёр собирался сделать «драму похожую на фильм „Дилижанс“, где большое количество людей пытается выяснить смысл своей жизни в первобытной среде». Названием должно быть слово одновременно полное энергии и движения. Слово Firefly (светлячок) подошло ему более всего.

Название сериала происходит от класса космического корабля FireFly — Светлячок. По форме корабль действительно напоминает светлячка, и хвостовая секция корабля светится при ускорении.

Персонажи иногда упоминают «Землю-которая-была», и в фильме устанавливается, что задолго до событий сериала бо́льшая часть населения Земли эмигрировала в новооткрытую систему в больших колониальных кораблях: «Земля-которая-была не могла больше поддерживать наше количество, нас было так много». Также в эпизоде «Золотое сердце», во время встречи с губернатором луны в театре, на заднем плане идет постановка театра теней, о том как люди покидали землю, после чего показано как земля после старта кораблей землян, объята пламенем. Эмигранты поселились в новой системе с «десятками планет и сотнями лун». Многие из них были терраформированы, но дальние поселения часто не получали дальнейшей помощи в воссоздании их цивилизаций.