Сердце новое и дух новый. 32 пути мудрости (2 цепочки ДНК, 32 тРНК в ядерном геноме) и 50 врат разума (понимания) / The New Heart and the New Spirit. 32 paths of wisdom (2 DNA strands, 32 tRNAs in the nuclear genome) and 50 gates of understanding
Quote from Elah on 16.07.2019, 12:45И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. (Иезекииль, 36:26)
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. (Псалтырь, 50:12)
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/164335?/rus/content/view/full/164335&main
282) «И сказал человек: "Эта на сей раз – кость от костей моих и плоть от плоти моей"» [432] – это сказано о Шхине, которая была девушкой, обрученной со средней линией, Зеир Анпином, и сказано о ней: «Эта на сей раз» – знаю я, что она – «кость от костей моих и плоть от плоти моей».
283) В это время каждый из Исраэля удостоится жены. Как сказано: «И дам Я вам новое сердце и дух новый» [429], потому что на самом деле Исраэль происходят от Малхут, но поскольку мир не мог существовать, Он совместил с ней свойство милосердия, т.е. Бину. И поэтому получается, что все нуквы душ Исраэля исходят от Бины, свойства милосердия, потому что Малхут свойства суда была скрыта. Таким образом, нет у Исраэля истинной супруги, однако в конце исправления, когда сама Малхут будет исправлена и не будет больше нуждаться во взаимодействии с Биной, будут нуквы душ Исраэля от самой Малхут, т.е. от их истинной супруги.
[428] Слово «лев (сердце)» состоит из букв «ламэд-бэт» и имеет числовое значение тридцать два.
https://ru.teopedia.org/hpb/Тридцать_Два_Пути_Мудрости
ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ (Кабб.) В "Зохаре" говорится, что Хокма (мудрость) порождает все вещи "посредством (этих) тридцати двух путей". ("Зохар", III, 290a.) Их полное описание можно найти в "Сефер Иецире", где буквы и цифры как бы объективно представляют собой Тридцать Два Пути Мудрости, при помощи которых Элохимы построили всю Вселенную. Ибо, как говорится в другом месте, разум "выходит из Зейр Анпина, и поэтому распространяется и расходится по тридцати двум путям". Зейр Анпин, "Короткий Лик" или "Меньшее Лицо", есть Небесный Адам, Адам Кадмон или Человек. Человек в "Зохаре" рассматривается как двадцать две буквы еврейского алфавита, к которым добавляется декада, - отсюда и тридцать два символа его способностей или путей.
32 пути мудрости имеют самое непосредственное отношение к ДНК, в которой записана вся наша генетическая программа. Молекула ДНК представляет собой две длинные цепи, которые закручены одна вокруг другой в виде двойной спирали. Получается что-то вроде винтовой лестницы. У нас она "закручена" вправо, по ходу часовой стрелки.
Цепочки состоят из более простых молекул нуклеотидов 4-х видов. Код, которым написана основная программа нашей жизни и все данные организма, состоит из блоков по три нуклеотида. Эти блоки стали называть кодонами. (Клан Кодон из Селения Воющего Волка есть в аниме Наруто https://naruto.wiki/Рококу_но_Сато. Ваниме большое внимание уделяется геному. Описываются: обычный геном, который дает возможность использовать один вид энергии, улучшенный или модифицированный - два вида, объединять их и создавать новый тип энергии, расширенный - три вида энергии и использовать стиль Атома, то есть обладать возможностью распылить что-то или кого-то на атомы... - сезон 2, серия 267. Гениальный стратег Деревни Скрытого Листа и 268. Поле боя!, команда учеников Киллера Би рассуждает о белках, жирах и углеводах...)
Из 4-х возможных видов нуклеотидов может получиться 64 комбинации троек нуклеотидов. По факту все 64 комбинации не используются, во всяком случае, пока.
Две цепочки нуклеотидов в молекуле ДНК как бы "зеркалят" друг друга. И, зная одну цепочку, можно "достроить" другую. Так получается 32 пути мудрости. В ядерном геноме 32 гена тРНК.
Двойная структура ДНК была открыта в 1953 году. Из Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дезоксирибонуклеиновая_кислота - "Структура двойной спирали ДНК была предложена Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном в 1953 году на основании рентгеноструктурных данных, полученных Морисом Уилкинсом и Розалинд Франклин, и правил Чаргаффа."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гамов,_Георгий_Антонович - "В 1954 году, через год после открытия двуспиральной структуры молекул ДНК, Гамов неожиданно внёс существенный вклад в становление новой дисциплины — молекулярной биологии, впервые поставив проблему генетического кода. Он понял, что структура основных строительных блоков клетки — белков, состоящих из 20 основных (природных) аминокислот, — должна быть зашифрована в последовательности из четырёх возможных нуклеотидов, входящих в состав молекулы ДНК. Исходя из простых арифметических соображений, Гамов показал, что «при сочетании 4 нуклеотидов тройками получаются 64 (43) различные комбинации, чего вполне достаточно для 'записи наследственной информации'. ...
Предположение о триплетном кодировании информации в молекуле ДНК было подтверждено в 1961 году экспериментами Фрэнсиса Крика и сотрудников, а к 1967 году генетический код был окончательно расшифрован. В октябре 1968 года Роберту Холли, Хару Коране и Маршаллу Ниренбергу была присуждена Нобелевская премия за эту работу."
В XXI веке ученые вплотную подошли к генной инженерии, создавая новые формулы генов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Генетический_код - После установления правил генетического кода многие учёные занялись его искусственными преобразованиями. Так, начиная с 2001 года в генетический код были внедрены 40 аминокислот, которые в природе не входят в состав белков. Для каждой аминокислоты создавались свой кодон... Х. Мураками и М. Сисидо смогли превратить некоторые кодоны из трёхнуклеотидных в четырёх- и пятинуклеотидные. ... В 2017 году исследователи из Южной Кореи заявили о создании мыши с расширенным генетическим кодом, способной синтезировать белки с аминокислотами, не встречающимися в природе."
Одной генной инженерии и математического подхода недостаточно. Об этом написана книга Германа Гессе "Игра в бисер". Она была для меня волшебной. Это была книга, которая неожиданно зазвучала музыкой. Огромная и всеобъемлющая, и в то же время в ней было так уютно, как может быть только дома...
50 врат понимания связаны с книгой "Майтрейя. Слияние проявленного и непроявленного" и кинотрилогией "Джон Уик". Заготовки к статье об этом лежат с весны 2019. Но еще нет готовности вернуться к ним и закончить материал. Пока привожу некоторые выдержки Блаватской Е. П., которую воспринимаю как Пифию из "Матрицы" (в первом теле, второе тело связано с Марченко-Лучезарновой Е.Д.), и из каббалы:
https://ru.teopedia.org/hpb/Пятьдесят_Врат_Мудрости
ПЯТЬДЕСЯТ ВРАТ МУДРОСТИ (Каббал.) Это число является маскировкой, а на самом деле существуют 49 врат, ибо Моисей - а более высокого адепта в еврейском мире нет - достиг, согласно Каббале и прошел только 49-ые. Эти "врата" олицетворяют различные планы Существования или Энс. Таким образом, они суть "врата" Жизни и "врата" понимания или степени оккультного знания. Эти 49 (или 50) врат соответствуют семи вратам в семи пещерах Посвящения в Мистериях Мифры (см. Цельс и Кирхер.). Разделение 50-ти врат на пять главных, из которых каждые включают десять врат - снова является маскировкой. Именно в четвертых вратах из этих пяти, с которых начинается, кончаясь десятыми, мир Планет, образуя таким образом семь, соответствуя семи низшим Сефиротам, - сокрыт ключ к их значению. Они также называются "вратами Бины" или понимания.
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь
נ’ שערי בינה.
Пятьдесят ворот Разума (Бина), как и 32 пути Мудрости: пути света, по которым святые люди, после продолжительных размышлений над ними, достигают скрытого.
Пятьдесят ворот Бина находятся в Има мира Ацилут. Это пять раз по десять. Располагаются они от Милосердия (Хесед) до Величия (Ход) – на протяжении пяти сфирот, которые получили название: пятьдесят ворот разума — Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и Ход.Пятьдесят врат Бины – это пять сфирот Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Малхут (КАХАБ ТУМ), каждая из которых состоит из десяти. И это пять полных парцуфов, облачающие один другой. Однако Нуква имеет только половину своего парцуфа Малхут, т.е. от хазе и выше, а нижней половины парцуфа Малхут, от хазе и ниже, нет у нее. И считается, что у нее есть сорок врат четырех парцуфов Кетер, Хохма, Бина и Тиферет, и пять врат парцуфа Малхут, от хазе и выше, и вместе их всего лишь сорок пять (МА מה), потому что ей недостает нижней половины парцуфа Малхут.Предисловие Книги Зоар с комментарием "Сулам"
Манула и мифтеха (замок и ключ)
Объяснение. Ибо есть три вида ГАР: ГАР де-нешама, ГАР де-хая, ГАР де-ехида. И в каждом из этих трех видов ГАР есть бесконечное множество особенностей. Поэтому сказано: «Сокровища, скрытые и многочисленные, одни над другими». В то время, когда нижняя «хэй ה» расположена в никвей эйнаим, все эти ступени находятся в скрытии, и они непознаваемы.
И «есть врата, сделанные для запирания» – т.е. они сделаны для того, чтобы перекрывать света. «И их – пятьдесят». «Врата» – это место приема светов. И есть в них два свойства:
- Когда они еще в скрытии, т.е. врата закрыты, заперты и не принимают ничего.
- Когда они открыты и принимают света от высшего.
В то время, когда врата этого чертога заперты, их число – пятьдесят. Но в случае открытия ворот их всего лишь сорок девять. Число пятьдесят используется потому, что десять сфирот в основе своей являются только пятью сфирот КАХАБ ТУМ. Но поскольку Тиферет включает ВАК (шесть окончаний), их – десять. И в результате того, что каждая из этих пяти сфирот содержит десять, всего их – пятьдесят.
«И они были отмечены печатью в четырех сторонах, и стали сорока девятью вратами» – потому что запирание и открывание не производится нижней «хэй ה», а только ключом (мифтеха), т.е. атэрет Есода. Таким образом, это заверение печатью, т.е. печатями о пригодности получения, не было произведено во всех пяти сфирот КАХАБ ТУМ, а только в четырех сфирот КАХАБ Тиферет, но не в Малхут. И четырежды десять – это сорок. Но и Малхут тоже содержит десять сфирот КАХАБ ТУМ. Таким образом, она тоже может получить от «мифтехи» в свои первые девять сфирот, до своего атэрет Есода. Поэтому здесь происходит заверение печатью сорока девяти сфирот, сорок – от четырех сфирот Кетер-Хохма-Бина-Тиферет, каждая из которых состоит из десяти, и девять первых сфирот от Малхут, состоящей из десяти. И получается, что недостает только свойства Малхут де-Малхут.
«У одних ворот нет стороны, и неизвестно – они наверху или внизу. Поэтому эти ворота остались заперты» – это Малхут де-Малхут, пятидесятые ворота, т.е. сама нижняя «хэй ה», опускающаяся из эйнаим в пэ во время большого состояния (гадлут). И хотя нижняя «хэй ה» опускается из никвей эйнаим высших Абы ве-Имы в пэ, и их АХАП вместе с ИШСУТ, облачающими их, соединяются в один парцуф со ступенью Аба ве-Има, и тогда нисходят в них ГАР светов, вместе с тем, Аба ве-Има не получают ничего от светов де-ГАР и остаются в свойстве «авира дахья (чистый воздух)». И это подобно тому, словно нижняя «хэй ה» вообще не опускалась из их никвей эйнаим.
И получается, что относительно ГАР де-Бины, т.е. высших Абы ве-Имы, неизвестно, находится ли нижняя «хэй ה» все еще наверху, в их никвей эйнаим, ведь они пока еще пребывают только в свете хасадим, как и до этого, или же нижняя «хэй ה» опустилась из никвей эйнаим в место пэ, – ведь они подняли свои келим АХАП вместе с парцуфом ИШСУТ, и наполняют ИШСУТ этими мохин де-ГАР светов, и тогда нижняя «хэй ה» должна была бы обязательно опуститься в пэ. Таким образом, если мы рассматриваем относительно высших Аба ве-Има, то кажется нам, что нижняя «хэй ה» – в никвей эйнаим, а если мы рассматриваем относительно ИШСУТ, то мы видим ее внизу, в пэ.
И поэтому сказано: «У одних ворот нет стороны» – т.е. Малхут де-Малхут, сама нижняя «хэй ה», «и неизвестно – они наверху или внизу» – поскольку относительно Аба ве-Има она наверху, а относительно ИШСУТ она внизу. «Поэтому эти ворота остались закрыты» – поэтому получается, что Малхут де-Малхут не открылась вовсе. И она закрыта, как и во время малого состояния (катнут), – как и прежде, чем она опустилась в пэ. Ибо открытие ворот произошло только в ИШСУТ, у которых отсутствует нижняя «хэй ה», и «атэрет Есода» используется в них вместо нее. Однако высшие Аба ве-Има, в которых используется нижняя «хэй ה», остались закрытыми от ГАР, как и прежде.
Поэтому сказано, что эти ворота остались запертыми. Однако необходимо понять, что хотя пятидесятые врата – это Малхут де-Малхут, это только в отношении келим, тогда как в отношении светов они считаются свойством ГАР де-мохин. Ведь из-за нее остались высшие Аба ве-Има в свете хасадим без ГАР, и так же – все высшие.
То есть запирание пятидесятых ворот приводит к потере ГАР де-мохин на всех ступенях, и в них имеется только ВАК де-мохин. Мы также изучаем, что все «пятьдесят ворот Бины», кроме одних, были переданы Моше. И это – недостаток ГАР де-мохин, потому что эти ГАР де-мохин будут светить в мирах лишь в конце исправления.
44) «В этих воротах есть один замо́к и одно узкое место, чтобы вставить в него этот ключ, и заметить и отличить его можно только с помощью этого ключа, который оставляет пометку на нем. То есть узнать что-либо об этом узком месте можно лишь с помощью этого ключа». И об этом написано: «Вначале сотворил Всесильный» [138]. «Вначале» – это тот ключ, посредством которого всё скрыто, и он – закрывает и открывает. И шесть ворот включены в этот ключ, закрывающий и открывающий. Когда он закрывает эти ворота, он включает их в себя, и тогда, разумеется, написано: «Вначале (берешит בראשית)» – открытое слово, содержащее в себе скрытое слово. «Сотворил (бара ברא)» – в любом месте это скрытое слово, указывающее, что ключ закрывает и не открывает.
Две точки
120) «Берешит». Заговорил рабби Хия и провозгласил: «Начало мудрости – страх Творца. Разум добрый у всех, кто исполняет их (заповеди), слава Его пребудет вовек» [298]. «Начало мудрости». Разве в этом высказывании не надо было сказать: «Окончание мудрости – страх Творца», ведь страх Творца – это Малхут, являющаяся окончанием Хохмы? Однако эта Малхут должна первой войти в постижение ступени высшей Хохмы. Как сказано: «Откройте мне врата праведности» [299] – врата Малхут, которая называется праведностью. «Это – врата Творца» [300] – разумеется, и если не войдет в эти врата, то никогда не войдет к высшему Царю, который вознесен и скрыт и упрятан, и создал врата к Себе, одни над другими. …
«А в конце всех ворот сделал Он одни врата с множеством замко́в» [301] – врата, которые называются Малхут де-Малхут и являются точкой окончания всех высших ворот. И эти последние врата являются первыми к высшей Хохме. Другими словами, невозможно удостоиться высшей Хохмы иначе как после достижения именно этих последних ворот, потому что это первые врата для постижения высшей Хохмы. И поэтому сказано: «Начало мудрости – страх Творца» [299] – поскольку страхом Творца называются как раз последние ворота, являющиеся первыми к мудрости (хохма) Творца.
121) А в конце всех ворот сделал Он одни врата с множеством замко́в, множеством входов, множеством чертогов, одни над другими. И сказал: «Для каждого, желающего войти ко Мне, эти врата будут первыми ко Мне. (Лишь) вошедший в эти врата войдет». Также и здесь, первые врата к высшей Хохме – это страх Творца, т.е. Малхут. Именно они называются первыми.
…
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. (Иезекииль, 36:26)
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. (Псалтырь, 50:12)
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/164335?/rus/content/view/full/164335&main
282) «И сказал человек: "Эта на сей раз – кость от костей моих и плоть от плоти моей"» [432] – это сказано о Шхине, которая была девушкой, обрученной со средней линией, Зеир Анпином, и сказано о ней: «Эта на сей раз» – знаю я, что она – «кость от костей моих и плоть от плоти моей».
283) В это время каждый из Исраэля удостоится жены. Как сказано: «И дам Я вам новое сердце и дух новый» [429], потому что на самом деле Исраэль происходят от Малхут, но поскольку мир не мог существовать, Он совместил с ней свойство милосердия, т.е. Бину. И поэтому получается, что все нуквы душ Исраэля исходят от Бины, свойства милосердия, потому что Малхут свойства суда была скрыта. Таким образом, нет у Исраэля истинной супруги, однако в конце исправления, когда сама Малхут будет исправлена и не будет больше нуждаться во взаимодействии с Биной, будут нуквы душ Исраэля от самой Малхут, т.е. от их истинной супруги.
[428] Слово «лев (сердце)» состоит из букв «ламэд-бэт» и имеет числовое значение тридцать два.
https://ru.teopedia.org/hpb/Тридцать_Два_Пути_Мудрости
ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ (Кабб.) В "Зохаре" говорится, что Хокма (мудрость) порождает все вещи "посредством (этих) тридцати двух путей". ("Зохар", III, 290a.) Их полное описание можно найти в "Сефер Иецире", где буквы и цифры как бы объективно представляют собой Тридцать Два Пути Мудрости, при помощи которых Элохимы построили всю Вселенную. Ибо, как говорится в другом месте, разум "выходит из Зейр Анпина, и поэтому распространяется и расходится по тридцати двум путям". Зейр Анпин, "Короткий Лик" или "Меньшее Лицо", есть Небесный Адам, Адам Кадмон или Человек. Человек в "Зохаре" рассматривается как двадцать две буквы еврейского алфавита, к которым добавляется декада, - отсюда и тридцать два символа его способностей или путей.
32 пути мудрости имеют самое непосредственное отношение к ДНК, в которой записана вся наша генетическая программа. Молекула ДНК представляет собой две длинные цепи, которые закручены одна вокруг другой в виде двойной спирали. Получается что-то вроде винтовой лестницы. У нас она "закручена" вправо, по ходу часовой стрелки.
Цепочки состоят из более простых молекул нуклеотидов 4-х видов. Код, которым написана основная программа нашей жизни и все данные организма, состоит из блоков по три нуклеотида. Эти блоки стали называть кодонами. (Клан Кодон из Селения Воющего Волка есть в аниме Наруто https://naruto.wiki/Рококу_но_Сато. Ваниме большое внимание уделяется геному. Описываются: обычный геном, который дает возможность использовать один вид энергии, улучшенный или модифицированный - два вида, объединять их и создавать новый тип энергии, расширенный - три вида энергии и использовать стиль Атома, то есть обладать возможностью распылить что-то или кого-то на атомы... - сезон 2, серия 267. Гениальный стратег Деревни Скрытого Листа и 268. Поле боя!, команда учеников Киллера Би рассуждает о белках, жирах и углеводах...)
Из 4-х возможных видов нуклеотидов может получиться 64 комбинации троек нуклеотидов. По факту все 64 комбинации не используются, во всяком случае, пока.
Две цепочки нуклеотидов в молекуле ДНК как бы "зеркалят" друг друга. И, зная одну цепочку, можно "достроить" другую. Так получается 32 пути мудрости. В ядерном геноме 32 гена тРНК.
Двойная структура ДНК была открыта в 1953 году. Из Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дезоксирибонуклеиновая_кислота - "Структура двойной спирали ДНК была предложена Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном в 1953 году на основании рентгеноструктурных данных, полученных Морисом Уилкинсом и Розалинд Франклин, и правил Чаргаффа."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гамов,_Георгий_Антонович - "В 1954 году, через год после открытия двуспиральной структуры молекул ДНК, Гамов неожиданно внёс существенный вклад в становление новой дисциплины — молекулярной биологии, впервые поставив проблему генетического кода. Он понял, что структура основных строительных блоков клетки — белков, состоящих из 20 основных (природных) аминокислот, — должна быть зашифрована в последовательности из четырёх возможных нуклеотидов, входящих в состав молекулы ДНК. Исходя из простых арифметических соображений, Гамов показал, что «при сочетании 4 нуклеотидов тройками получаются 64 (43) различные комбинации, чего вполне достаточно для 'записи наследственной информации'. ...
Предположение о триплетном кодировании информации в молекуле ДНК было подтверждено в 1961 году экспериментами Фрэнсиса Крика и сотрудников, а к 1967 году генетический код был окончательно расшифрован. В октябре 1968 года Роберту Холли, Хару Коране и Маршаллу Ниренбергу была присуждена Нобелевская премия за эту работу."
В XXI веке ученые вплотную подошли к генной инженерии, создавая новые формулы генов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Генетический_код - После установления правил генетического кода многие учёные занялись его искусственными преобразованиями. Так, начиная с 2001 года в генетический код были внедрены 40 аминокислот, которые в природе не входят в состав белков. Для каждой аминокислоты создавались свой кодон... Х. Мураками и М. Сисидо смогли превратить некоторые кодоны из трёхнуклеотидных в четырёх- и пятинуклеотидные. ... В 2017 году исследователи из Южной Кореи заявили о создании мыши с расширенным генетическим кодом, способной синтезировать белки с аминокислотами, не встречающимися в природе."
Одной генной инженерии и математического подхода недостаточно. Об этом написана книга Германа Гессе "Игра в бисер". Она была для меня волшебной. Это была книга, которая неожиданно зазвучала музыкой. Огромная и всеобъемлющая, и в то же время в ней было так уютно, как может быть только дома...
50 врат понимания связаны с книгой "Майтрейя. Слияние проявленного и непроявленного" и кинотрилогией "Джон Уик". Заготовки к статье об этом лежат с весны 2019. Но еще нет готовности вернуться к ним и закончить материал. Пока привожу некоторые выдержки Блаватской Е. П., которую воспринимаю как Пифию из "Матрицы" (в первом теле, второе тело связано с Марченко-Лучезарновой Е.Д.), и из каббалы:
https://ru.teopedia.org/hpb/Пятьдесят_Врат_Мудрости
ПЯТЬДЕСЯТ ВРАТ МУДРОСТИ (Каббал.) Это число является маскировкой, а на самом деле существуют 49 врат, ибо Моисей - а более высокого адепта в еврейском мире нет - достиг, согласно Каббале и прошел только 49-ые. Эти "врата" олицетворяют различные планы Существования или Энс. Таким образом, они суть "врата" Жизни и "врата" понимания или степени оккультного знания. Эти 49 (или 50) врат соответствуют семи вратам в семи пещерах Посвящения в Мистериях Мифры (см. Цельс и Кирхер.). Разделение 50-ти врат на пять главных, из которых каждые включают десять врат - снова является маскировкой. Именно в четвертых вратах из этих пяти, с которых начинается, кончаясь десятыми, мир Планет, образуя таким образом семь, соответствуя семи низшим Сефиротам, - сокрыт ключ к их значению. Они также называются "вратами Бины" или понимания.
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь
Пятьдесят ворот Разума (Бина), как и 32 пути Мудрости: пути света, по которым святые люди, после продолжительных размышлений над ними, достигают скрытого.
Пятьдесят ворот Бина находятся в Има мира Ацилут. Это пять раз по десять. Располагаются они от Милосердия (Хесед) до Величия (Ход) – на протяжении пяти сфирот, которые получили название: пятьдесят ворот разума — Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и Ход.
Предисловие Книги Зоар с комментарием "Сулам"
Манула и мифтеха (замок и ключ)
Объяснение. Ибо есть три вида ГАР: ГАР де-нешама, ГАР де-хая, ГАР де-ехида. И в каждом из этих трех видов ГАР есть бесконечное множество особенностей. Поэтому сказано: «Сокровища, скрытые и многочисленные, одни над другими». В то время, когда нижняя «хэй ה» расположена в никвей эйнаим, все эти ступени находятся в скрытии, и они непознаваемы.
И «есть врата, сделанные для запирания» – т.е. они сделаны для того, чтобы перекрывать света. «И их – пятьдесят». «Врата» – это место приема светов. И есть в них два свойства:
- Когда они еще в скрытии, т.е. врата закрыты, заперты и не принимают ничего.
- Когда они открыты и принимают света от высшего.
В то время, когда врата этого чертога заперты, их число – пятьдесят. Но в случае открытия ворот их всего лишь сорок девять. Число пятьдесят используется потому, что десять сфирот в основе своей являются только пятью сфирот КАХАБ ТУМ. Но поскольку Тиферет включает ВАК (шесть окончаний), их – десять. И в результате того, что каждая из этих пяти сфирот содержит десять, всего их – пятьдесят.
«И они были отмечены печатью в четырех сторонах, и стали сорока девятью вратами» – потому что запирание и открывание не производится нижней «хэй ה», а только ключом (мифтеха), т.е. атэрет Есода. Таким образом, это заверение печатью, т.е. печатями о пригодности получения, не было произведено во всех пяти сфирот КАХАБ ТУМ, а только в четырех сфирот КАХАБ Тиферет, но не в Малхут. И четырежды десять – это сорок. Но и Малхут тоже содержит десять сфирот КАХАБ ТУМ. Таким образом, она тоже может получить от «мифтехи» в свои первые девять сфирот, до своего атэрет Есода. Поэтому здесь происходит заверение печатью сорока девяти сфирот, сорок – от четырех сфирот Кетер-Хохма-Бина-Тиферет, каждая из которых состоит из десяти, и девять первых сфирот от Малхут, состоящей из десяти. И получается, что недостает только свойства Малхут де-Малхут.
«У одних ворот нет стороны, и неизвестно – они наверху или внизу. Поэтому эти ворота остались заперты» – это Малхут де-Малхут, пятидесятые ворота, т.е. сама нижняя «хэй ה», опускающаяся из эйнаим в пэ во время большого состояния (гадлут). И хотя нижняя «хэй ה» опускается из никвей эйнаим высших Абы ве-Имы в пэ, и их АХАП вместе с ИШСУТ, облачающими их, соединяются в один парцуф со ступенью Аба ве-Има, и тогда нисходят в них ГАР светов, вместе с тем, Аба ве-Има не получают ничего от светов де-ГАР и остаются в свойстве «авира дахья (чистый воздух)». И это подобно тому, словно нижняя «хэй ה» вообще не опускалась из их никвей эйнаим.
И получается, что относительно ГАР де-Бины, т.е. высших Абы ве-Имы, неизвестно, находится ли нижняя «хэй ה» все еще наверху, в их никвей эйнаим, ведь они пока еще пребывают только в свете хасадим, как и до этого, или же нижняя «хэй ה» опустилась из никвей эйнаим в место пэ, – ведь они подняли свои келим АХАП вместе с парцуфом ИШСУТ, и наполняют ИШСУТ этими мохин де-ГАР светов, и тогда нижняя «хэй ה» должна была бы обязательно опуститься в пэ. Таким образом, если мы рассматриваем относительно высших Аба ве-Има, то кажется нам, что нижняя «хэй ה» – в никвей эйнаим, а если мы рассматриваем относительно ИШСУТ, то мы видим ее внизу, в пэ.
И поэтому сказано: «У одних ворот нет стороны» – т.е. Малхут де-Малхут, сама нижняя «хэй ה», «и неизвестно – они наверху или внизу» – поскольку относительно Аба ве-Има она наверху, а относительно ИШСУТ она внизу. «Поэтому эти ворота остались закрыты» – поэтому получается, что Малхут де-Малхут не открылась вовсе. И она закрыта, как и во время малого состояния (катнут), – как и прежде, чем она опустилась в пэ. Ибо открытие ворот произошло только в ИШСУТ, у которых отсутствует нижняя «хэй ה», и «атэрет Есода» используется в них вместо нее. Однако высшие Аба ве-Има, в которых используется нижняя «хэй ה», остались закрытыми от ГАР, как и прежде.
Поэтому сказано, что эти ворота остались запертыми. Однако необходимо понять, что хотя пятидесятые врата – это Малхут де-Малхут, это только в отношении келим, тогда как в отношении светов они считаются свойством ГАР де-мохин. Ведь из-за нее остались высшие Аба ве-Има в свете хасадим без ГАР, и так же – все высшие.
То есть запирание пятидесятых ворот приводит к потере ГАР де-мохин на всех ступенях, и в них имеется только ВАК де-мохин. Мы также изучаем, что все «пятьдесят ворот Бины», кроме одних, были переданы Моше. И это – недостаток ГАР де-мохин, потому что эти ГАР де-мохин будут светить в мирах лишь в конце исправления.
44) «В этих воротах есть один замо́к и одно узкое место, чтобы вставить в него этот ключ, и заметить и отличить его можно только с помощью этого ключа, который оставляет пометку на нем. То есть узнать что-либо об этом узком месте можно лишь с помощью этого ключа». И об этом написано: «Вначале сотворил Всесильный» [138]. «Вначале» – это тот ключ, посредством которого всё скрыто, и он – закрывает и открывает. И шесть ворот включены в этот ключ, закрывающий и открывающий. Когда он закрывает эти ворота, он включает их в себя, и тогда, разумеется, написано: «Вначале (берешит בראשית)» – открытое слово, содержащее в себе скрытое слово. «Сотворил (бара ברא)» – в любом месте это скрытое слово, указывающее, что ключ закрывает и не открывает.
Две точки
120) «Берешит». Заговорил рабби Хия и провозгласил: «Начало мудрости – страх Творца. Разум добрый у всех, кто исполняет их (заповеди), слава Его пребудет вовек» [298]. «Начало мудрости». Разве в этом высказывании не надо было сказать: «Окончание мудрости – страх Творца», ведь страх Творца – это Малхут, являющаяся окончанием Хохмы? Однако эта Малхут должна первой войти в постижение ступени высшей Хохмы. Как сказано: «Откройте мне врата праведности» [299] – врата Малхут, которая называется праведностью. «Это – врата Творца» [300] – разумеется, и если не войдет в эти врата, то никогда не войдет к высшему Царю, который вознесен и скрыт и упрятан, и создал врата к Себе, одни над другими. …
«А в конце всех ворот сделал Он одни врата с множеством замко́в» [301] – врата, которые называются Малхут де-Малхут и являются точкой окончания всех высших ворот. И эти последние врата являются первыми к высшей Хохме. Другими словами, невозможно удостоиться высшей Хохмы иначе как после достижения именно этих последних ворот, потому что это первые врата для постижения высшей Хохмы. И поэтому сказано: «Начало мудрости – страх Творца» [299] – поскольку страхом Творца называются как раз последние ворота, являющиеся первыми к мудрости (хохма) Творца.
121) А в конце всех ворот сделал Он одни врата с множеством замко́в, множеством входов, множеством чертогов, одни над другими. И сказал: «Для каждого, желающего войти ко Мне, эти врата будут первыми ко Мне. (Лишь) вошедший в эти врата войдет». Также и здесь, первые врата к высшей Хохме – это страх Творца, т.е. Малхут. Именно они называются первыми.
…