Поговорим

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Морской Старт / Sea Launch

По материалам Википедии и интернета.

Sea Launch S7 SiberiaМорской старт (англ. Sea Launch) — плавучий космодром для запуска ракет модификации «Зенит-3SL» семейства «Зенит» международным консорциумом по эксплуатации космодрома «Морской старт». Точка старта располагается в акватории Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества

(Остров Рождества - Киритимати на языке местного населения кирибати, атолл в архипелаге Лайн. Здесь также находится Министерство островов Лайн и Феникс. На острове одна из самых высоких концентраций морских птиц в мире. На атолле пять закрытых территорий. Во время Второй мировой войны остров был занят союзными войсками, была построена взлётно-посадочная полоса. В 1956—1958 годах в 50 км от острова Великобритания проводила испытания ядерного оружия.)

Первый демонстрационный спутник был запущен 27 марта 1999 года, а первый коммерческий спутник-9 октября 1999 года. "Морской старт" запустил 36 ракет «Зенит-3SL» с 32 успехами и 1 частичным успехом (1999-2014).

В феврале-марте 2020 года перебазирован из порта Лонг Бич (Калифорния, США) на Дальний Восток, в порт Славянка, расположенный в 50 км от Владивостока (Россия). 23 апреля 2020 года владелец S7 Владислав Филев, ставший новым владельцем "Морского старта", заявил, что реализация проекта отложена на неопределённый срок. Запланированы его восстановление и переоснащение, а также реорганизация с учетом долевого участия государственных структур России.

Решается вопрос параметров ракет, которые будут стартовать с "Морского старта" вместо использовавшихся "Зенит-3SL". Варианты: ракета-носитель "Союз-5", запускавшаяся с космодрома Байконур в Казахстане, и/или разработка новых моделей: "Союз-7" или "Квант" с участием американской фирмы «Rockwell Automation». (см.  Википедию)

Идея морского космодрома

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска на экваториальную орбиту (при выводе на полярную орбиту нет существенной разницы, в какой точке Земли расположена стартовая площадка). Данный способ был использован в 1964—1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякоренную платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах (Индийский океан).

 

История создания. Владельцы

В 1993 году, после того как стало ясно, что не будет создана более мощная ракета-носитель, чем Scout-2 для космодрома «Сан-Марко» (полезная нагрузка при запусках с «Сан-Марко» не превышала 200 кг), Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившего название «Морской старт».

Компания «Морской старт» была создана для реализации одноимённого проекта в 1995 году. Её учредителями стали Boeing (40%), российская РКК «Энергия» (25%), норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions) (20%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%). Летом 2009 года компания «Морской старт» объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила РКК «Энергия».

1 апреля 2010 года совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» «главную роль» в проекте «Морской старт». В конце июля 2010, по решению суда, Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации «Энергия», получила 95 % акций консорциума «Морской старт», Boeing — 3 % и Aker Solutions — 2 %.

22 августа 2014 года на фоне боевых действий на востоке Украины было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает деятельность до середины 2015 года.

В 2014—2015 годах российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией о продаже проекта. 30 марта 2016 года Роскосмосом было распространено сообщение о скором закрытии сделки по продаже проекта. При этом имя покупателя не называется. По сведениям газеты «Коммерсант», новым инвестором Sea Launch может стать совладелец группы S7 Владислав Филёв.

(Владислав Феликсович Филёв (род. 31 августа 1963) — российский предприниматель, генеральный директор «S7 AirSpace Corporation». Был женат на Наталии Филёвой (1963—2019), являвшейся председателем совета директоров ЗАО «Группа компаний S7». У них трое детей. Супруга погибла 31 марта 2019 года вместе со своим отцом Валерием Карачевым в результате авиакатастрофы при заходе на посадку частного самолёта Epic-LT собственной авиакомпании «Глобус» в аэропорту города Эгельсбаха, расположенного недалеко от Франкфурта-на-Майне, (Германия). Валерий Карачев должен был пройти курс лечения в Германии. За три года до этого события сам Владислав Филев из-за ошибок в эксплуатации Epic LT совершил аварийную посадку в Домодедове, сел на фюзеляж и чудом спас свою жизнь, парализовав взлетно-посадочную полосу.)

14 августа 2017 года компания S7 на своем сайте сообщила, что планирует окончательно закрыть сделку по приобретению плавучего космодрома в начале осени 2017 года. … 17 апреля 2018 года группа компаний S7 закрыла сделку по покупке имущественного комплекса «Морской старт».

20 февраля 2020 года, исходя из информации на сайте Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в Приморье зарегистрирована компания ООО "Космический центр «Морской старт», которая будет заниматься обслуживанием плавучего космодрома; обладателем 100 % её акций стала авиакомпания «Сибирь» (входит в группу S7). Компания «Космический центр „Морской старт“ зарегистрирована в поселке городского типа Славянка Хасанского района Приморского края, где находится Славянский судоремонтный завод, где будут проводиться ремонт и реконструкция плавучего космодрома „Морской старт“.

11 апреля 2020 года Роскосмос поручил своим предприятиям проработать возможность участия в проекте "Морской старт" для возобновлении пусков с 2024 года. Оператор пусковых услуг АО "Главкосмос пусковые услуги" должен провести маркетинговый анализ в отношении услуг по запуску с Морского старта, а также оценить конкурентоспособность комплекса в сравнении с космическим ракетным комплексом "Союз-5" на космодромах Байконур и Восточный"; РКЦ "Прогресс" поручено оценить стоимость разработки ракеты "Союз-7" для пусков с "Морского старта", стоимость ее серийного производства и затраты на подготовку к пуску; ЦЭНКИ поручено оценить стоимость ремонта переведенной из США в Россию пусковой платформы и командного судна, расходы на создание береговой инфраструктуры, расходы на содержание и эксплуатацию комплекса; головному финансовому институту Роскосмоса "Организации "Агат" поручено составить технико-экономическое обоснование возобновления работы проекта.

23 апреля 2020 года владелец S7 Владислав Филев заявил, что реализация проекта отложена на неопределённый срок. При этом он отметил, что стоимость базирования комплекса «Морской старт» в России в два раза дороже чем в США, хотя изначально, при согласовании, с российской стороны обещали условия аналогичные американским.

25 августа 2020 года на форуме "Армия-2020" глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что кооперация государственных и частных структур, которые займутся восстановлением проекта "Морской старт", должна определиться на этой неделе. … Как уточнил Рогозин, владелец компании S7 Владислав Филев по-прежнему оплачивает нахождение командного судна и плавучей платформы в порту Славянка.

5 сентября 2020 года в ходе встречи Губернатора Приморья Олега Кожемяко с руководителями S7 стало известно, что в настоящее время определяется финансовая модель проекта "Морской старт", а также необходимо определить место его базирования (им может стать одна из бухт Приморского края). Глава Приморья обратил внимание на то, что подбирать место для базирования комплекса нужно с учетом существующего и будущих мостов на островов Русский и Елена. Запуск ракет со стартовой платформы космодрома будет производиться в море в районе экватора.

12 сентября 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на своем Youtube-канале заявил, что процесс восстановления и модернизации "Морского старта" может начаться в ноябре 2020 года. По его словам, "Союз-5" сможет выводить с экватора 20 тонн полезной нагрузки, но запуски также будут возможны близ Владивостока на солнечно-синхронную орбиту.

 

Ракета Зенит-3SL

Одноразовая ракета «Зенит-3SL» запускает преимущественно спутники связи на геопереходные орбиты. Был произведён только один запуск, чтобы попытаться вывести полезную нагрузку на орбиту, отличную от геопереходной. Это была попытка запуска аппарата ICO F-1, который планировали разместить на средней околоземной орбите, однако ракета не смогла её достичь.

Общее количество произведенных запусков на 2020 год - 36 (1999-2014). 32 успешных, 4 остальных:

2000 - Запущенный космический спутник связи ICO F-1 не смог достичь заданной орбиты. Разбор телеметрии показал что ошибка в программном обеспечении привела к преждевременной отсечке второй ступени, в результате спутник ICO F-1 не смог достичь заданной орбиты.
2004 – Разгонный блок ракеты «Зенит-3SL» отключился раньше на 54 сек, оставив спутник Apstar 5 ниже запланированной орбиты. Позже Apstar 5 поднял себя до требуемой орбиты за счет собственных маневровых двигателей.
2007 – Ракета «Зенит-3SL» на стартовой площадке после отказа двигателя, вызванного мусором в турбонасосном агрегате. На борту при этом находился спутник связи NSS-8. Стартовая платформа Odyssey была отремонтирована в Канаде.
2013 – Двигатель ракеты «Зенит-3SL» со спутником Intelsat-27 на борту отключился преждевременно (из-за сбоя в работе гидравлического насоса). Ракета отклонилась от взлетной траектории и вскоре после запуска упала в Тихий океан.

Конструкция Зенит-3SL

Первая и вторая ступень (основная конструкция из алюминия) разработаны (конструкторское бюро «Южное», создано в 195г в СССР) и производятся (производственное объединение «Южный машиностроительный завод») в Украине – город Днепр (предыдущие названия Екатеринослав, Новороссийск, Днепропетровск). Ступени работают на двигателях РД-171М и РД-120, разработанных (1981 и 1985 гг.) российским научно-производственным объединением «Энергомаш» в городе Химки, Московская область (основана в 1929 г. в СССР).

Российская «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева» (выросла из отдела №3 СКБ-88, созданного в 1946 г. в СССР) изготавливает разгонный блок ДМ-SL.

Американская корпорация «The Boeing Company» (штаб-квартира в Чикаго, штат Иллинойс, производственные мощности в Сиэтл, Эверетт, штат Вашингтон, Сент-Луис, штат Миссури и в штате Калифорния) изготавливает блок полезного груза.

Система управления ракеты «Зенит-3SL» разработана и производится в российском «Научно-производственном объединении автоматики и приборостроения» (Москва, основано в 1946 г. в СССР).

Ракеты «Зенит-3SL» для проекта «Морской старт» собираются в Калифорнии и доставляются на сборочно-командное судно Sea Launch Commander для дальнейшей транспортировки на стартовую платформу «Одиссей».

 

Стартовая платформа Одиссей

Стартовая платформа Одиссей (англ. Launch Platform Odyssey) построена на верфи Розенберг, город Ставангер (Норвегия) на базе морской самоходной платформы для добычи нефти в 1997 году. Стартовая платформа «Odyssey» является самым большим полупогруженным самоходным судном и имеет следующие габариты: длина - 137 метров (450 футов), ширина – 67 метров (220 футов), транзитное водоизмещение – более 27 400 тонн, водоизмещение в полупогруженном состоянии – 50 600 тонн, длина и ширина поверхности пусковой палубы – 78 и 62,8 метра соответственно.

(Ocean Odyssey провел несколько лет, ржавея в доках Данди, в Шотландии. Руководство компании Боинг посоветовало приспособить платформу для консорциума морской Старт, для которого её и приобрела в 1993 году компания Kværner Rosenberg из Ставангере, Норвегия. При этом платформа была переименована стартовую платформу «Odyssey» (Одиссей). С конца 1995 года по май 1997 года, компания Kværner увеличила длину платформы и добавила пару колонн поддержки и дополнительных двигательных установок. На верхней палубе — на месте бывшей буровой площадки — был перестроен сервисный ангар для размещения стартовой площадки и ракеты-носителя.)

К октябрю 2019 года с платформы было демонтировано информационно-связное оборудовании компании Boeing (США) и пусковое оборудование для ракеты «Зенит» от «Южмаша» (Украина).

 

Сборочно-командное судно Sea Launch Commander

Sea Launch Commander — сборочно-командное судно (СКС) для плавучего космодрома «Морской старт». Судно было построено компанией Kvaerner Govan Ltd на верфи Гован в Глазго, Шотландия, и спущено на воду в 1997 год.

Во время стоянки в Лонг-Бич в 2013 году, СКС служило в качестве места съемок для фильма Marvel Капитан Америка: зимний солдат.

По состоянию на 2013 оно было зарегистрировано в Либерии (государство в западной Африке). Порт приписки Славянка, Приморский край.

СКС выполняет функции сборочного цеха компонентов ракеты космического назначения «Зенит-3SL» – на нем производятся испытания и сборка ступеней ракеты-носителя «Зенит-2S», разгонного блока «ДМ-SL» и блока полезного груза в горизонтальном положении. По окончании сборки на СКС, ракета-носитель «Зенит-3SL» перегружается на стартовую платформу «Odyssey» после чего оба судна выходят из Базового порта для морского перехода на точку старта в Тихом океане.