Поговорим

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

О Древе Жизни до религии с единым Богом / About the Tree of Life before Religion with One God

На странице в Википедии О Карле Великом:

В 772 году Карл в первый раз вторгся в Саксонию, разрушил крепость Эресбург и низверг языческую святыню — идола Ирминсуля.

На странице об Ирминсуле:

Ирминсуль (Irminsuli, Irminsûl) — священное дерево или ствол дерева саксов, посвященное богу Ирмину, главный объект почитания северных германцев еще со времен Тацита, который описывает слухи о «геркулесовых столпах» в землях фризов.

Главный Ирминсуль находился в священной роще у Эресбурга в Вестфалии, где в 772 году он был разрушен Карлом Великим, стремившимся крестить саксонцев Видукинда, другой на реке Унштрут, в Тюрингии. В Ирминсуле сами германцы видели изображение мирового ясеня Иггдрасиля. Миры, находящиеся на этом Древе, воплощают в себе все архетипические силы Вселенной; в кроне Древа располагается обитель Асов (верховных богов) — Асгард, в корнях — мрачное царство смерти — Хель. В ветвях, друг напротив друга расположены «противоположные» миры: Муспелльсхейм (мир Огня) и Нифльхейм (мир Льда), Льюсальвхейм (мир Светлых эльфов — полубогов) и Свартальфахейм (мир Тёмных эльфов — карликов Цвергов), Ванахейм (мир Ванов — богов плодородия) и Ётунхейм (мир великанов, воплощающих силы Хаоса), в центре располагается мир, соединивший в себе все эти архетипические свойства: мир людей — Мидгард.

 

Об Иггдрасиле: Иггдраси́ль (также Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — Мировое дерево (дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Северные германцы отождествляли Иггдрасиль с Ирминсулем, выполнявшим те же функции.

Иггдрасиль покоится на трёх корнях. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона

один из корней уходит к асам в Асгард (небесный город, обитель богов-асов. Асы — существа порядка, ведя войну с ванами — существами природы, построили укреплённый Асгард. Позже асы обменялись заложниками с ваннами, так в мир асов пришёл ван Ньёрд, иначе — Ниодр, Ниорд и т. д., и поселился с ними в Асгарде, и с тех пор живут в мире друг с другом. Кроме богов и богинь, в Асгарде (в чертоге Вальгаллы) живут девы-воительницы — валькирии. Другая группа богов, ваны, живут в Ванахейме. Асгард был построен каменщиком-гримтурсеном  (ётуном) с помощью его коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать гримтурсену Солнце, Луну и богиню любви и войны Фрейю. Но бог Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал метать в асов строительные камни. Все боги Асы жили в одном месте, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина — Валяскьяльв, дворец с серебряной кровлей. Неподалёку, в Вальхалле, живут павшие на поле битвы воины — эйнхерии и валькирии. У стража богов Хеймдалля (предвидящий, сын Одина и 9 матерей) свой чертог — Химинбьерг, у бога грома Тора — Трудхейм.),

второй — к инеистым великанам в Нифльхейм (предвечные великаны,прародитель - Имир. Бергельмир — единственный великан, выживший после убийства Имира асами; стал основателем нового рода великанов-ётунов. Нифльхейм - земля льдов и туманов рядом с бездной Гиннунгагап, и огненной землей Муспельхейм, где живет огненный великан Сурт и его потомство. По преданиям, в начале в Нифльхейме забил источник Хвергельмир («кипящий котёл»). Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.).

третий — в Ётунхейм (Стихия этого мира — Земля. Часть Ётунов жила в Каменных горах; считалось, что голова и сердце их были каменными. В Ётунхейме есть место — Железный лес, место обитания ведьм (ночных наездниц), женщин-троллей. Ётуны (титаны) - первые обитатели мира, предшествующие богам и людям. С их приходом закончился на земле золотой век и поделилось время на прошлое, настоящее и будущее. Появились рождение и смерть. Локи — ётун, принятый асами в Асгард за его ум и находчивость; плут и шутник, причина большинства бед асов, Локи вызовет Рагнарёк и гибель мира; Мани — бог Луны, управляющий ходом звёзд; Мимир — хранитель Источника Мудрости у корней).

Асгард — один из трёх космогонических миров германо-скандинавской мифологии, созданных триадой богов-демиургов: братьями Одином, Вили и Ве.

Асгард — это мир богов-асов, небо и будущее;

Мидгард — это мир людей, земля и настоящее;

Хельхейм — это подземье, мир умерших предков и прошлое.

За пределами созданного тремя богами космоса лежит Утгард, «внешнее отгороженное пространство», трансцендентный мир демонической магии, неподвластный законам асов, иногда отождествляемый с Ётунхеймом, королевством великанов.

Асгард, Мидгард и Хельхейм — космогоническая «вертикаль» мифологического хронотопа, уходящая в глубокую архаику древнего индоевропейского религиозного единства, объединённая творческой волей богов-созидателей, образом и символикой Иггдрасиля и судьбой людей. Кроме того, особое благоволение асов людям выразилось и в том, что Асгард и Мидгард связаны природным явлением — мостом радуги (Биврёст — др.-исл. «радуга»), стражем которого поставлен бог Хеймдалль. Судьба Мидгарда и Асгарда едина: им отведён один век, и когда в конце времён в ходе великой битвы богов и гримтурсенов-ётунов погибнет Мидгард, рухнет источенный клыками дракона Нидхёгга великий ясень Иггдрасиль и вместе с ним обрушится построенный вокруг его кроны Асгард, — так рассказывает поэма «Пророчество вёльвы», пересказанная Снорри Стурлусоном в XIII веке.

В Саге об Инглингах Асгард помещается к востоку от реки Танаис (Танаксвиль, или Ванаксвиль. Кратер Асгард есть на спутнике Юпитера Каллисто (В древнегреческой мифологии Зевс превратил Каллисто в созвездие Большой Медведицы - отображает Великую Колесницу в буддизме).

 

В «Речах Гримнира» Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хельхейме, и не о Асгарде, а о Мидгарде.

Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд («прошлое»), Верданди («настоящее») и Скульд («будущее»), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева.

Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника.

Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.

Позднейший миф рассказывает о мудром орле на верхушке ясеня, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, о четырёх оленях на ветвях его и о драконе Нидхёгге в колодце Хвергельмир, подгрызающем его корни. Белка Рататоск, прыгающая по дереву, беспрестанно переносит вести от орла к дракону.

В Старшей Эдде есть такие строки:

Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку — олень,
ствол гибнет от гнили.

Инеистые великаны или хри́мтурсы (др.-сканд. hrímþursar) — в германо-скандинавской мифологии предвечные великаны, жившие ещё до асов. Прародителем инеистых великанов является Имир. Во время убийства Имира асами почти весь род инеистых великанов погиб. Считается, что выжил только Бергельмир со своей супругой. Нифльхейм (др.-сканд. Niflheimr — обитель туманов) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров вселенной, земля льдов и туманов, место обитания ледяных (инеистых) великанов.

В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.

Ги́ннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap) — первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но первоначально там возникло два мира — Нифльхейм и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество — великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. В скандинавской мифологии Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap) — пустое пространство между Нифльхеймом и Муспельхеймом, существовавшее до появления первых живых существ и упорядоченного мира. С древнескандинавского «ginnungagap» принято переводить как «зияющая бездна» или «зияющая пустота»...

Муспельхейм (Muspelheim, огненная земля) — в германо-скандинавской мифологии: один из девяти миров, страна огненных великанов, огненное царство, которым правит огненный великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыновья Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов. В условно-пространственной структуре миров Муспельхейм соответствует южной стороне от Мидгарда. В Муспельхейме живут огненные великаны вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого. По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Бергельмир — единственный великан, выживший после убийства Имира; стал основателем нового рода великанов-ётунов.

Ётуны или йόтуны (др.-сканд. Jötunn — «обжора») в германо-скандинавской мифологии — великаны (турсы) семейства Гримтурсенов, правнуки Имира. Ётуны жили в Ётунхейме, отличались силой и ростом и были противниками асов и людей. С одной стороны, ётуны — это древние исполины, первые обитатели мира, по времени предшествующие богам и людям. С другой — это жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Ётунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил, враги асов. Они во что бы то ни стало стремились отнять у последних жён — богинь Фрейи и Идунн, их волшебные атрибуты — молот Тора, молодильные яблоки Идунн, кольцо Драупнир и т. д. В конце концов инеистые великаны были побеждены асами, возглавляемыми Одином.

По древнескандинавским легендам (Старшая и Младшая Эдда, Перебранка Локи, Речи Вафтруднира, Мёд поэзии и др.) ётуны отличались чрезвычайно злобным характером и, хотя были довольно простодушными, в отличие от искушённых и хитрых асов, некоторые из них (Вафтруднир, Мимир, Эгир) были хранителями древней мудрости. Однако большинство имело атавистичные, либо часто просто чудовищные черты (родство с чудовищами, многоглавость как у Трудгельмира), что символизировало дикую природу ётунов. Локи, сам по рождению великан, в обличье животных сходился с великанами и животными, порождал чудовищ и химер (Фенрир, Йормунганд, Хель, Слейпнир), часто демонстрируя двуполость.

Считалось, что именно ётуны вызывают бури, горные обвалы и прочие стихийные бедствия.

В более поздних (после принятия скандинавами христианства) легендах ётуны стали отождествляться с троллями (горные духи).