Discussion

Please or Register to create posts and topics.

Вселенная как система. Гелий, бериллий, углерод. Гипотеза первоатома / The Universe as a System. Helium, Beryllium, Carbon. The Hypothesis of the First Atum

"В поисках универсальной симметрии" Комаров Виктор Ноевич:

«На протяжении длительного времени наша планета, прежде всего земная кора, представлялась геологам и геофизикам «безответной» каменной «твердью». Но Земля оказалась предельно энергонасыщенной, геодинамически активной и высокоорганизованной системой, способной время от времени «сбрасывать» накопившиеся излишки энергии. Эти выводы были сделаны в результате изучения поступающего из земных недр газа гелия. Впервые мысль о целесообразности изучения гелия как носителя информации о явлениях, протекающих в недрах нашей планеты, была высказана академиком В. И. Вернадским и окончательно сформулирована им в его докладе «О газовом дыхании Земли» в 1912 году. А в 1949 году «гелиевый метод» был успешно применен в Советском Союзе для поиска урановых месторождений в связи с необходимостью развития атомной промышленности. Дело в том, что при самопроизвольном распаде урана и других радиоактивных элементов испускаются так называемые альфа-частицы, это и есть ядра атомов гелия.»

«… «пространство-время» вместе с «населяющими» его объектами представляет собой сложнейшую саморегулирующуюся систему с бесчисленными обратными связями.»

Как правило, большие галактики отделены друг от друга значительными расстояниями, составляющими несколько мегапарсек. В то же время галактики, как правило, избегают «одиночества» – девять десятых из общего числа звездных систем либо образуют «пары», либо входят в состав различных групп и скоплений.

В одну из таких групп с радиусом 1,6 Мпс, получившую название Местной, входит и наша Галактика. А вместе с ней приблизительно и 40 других звездных систем, в том числе и галактика Андромеды, известная под индексом М-31.

Если окружить нашу Галактику воображаемой сферой радиусом 10-20 мегапарсек, то в ее пределах окажутся несколько десятков групп галактик, похожих на нашу Местную группу.

Что же касается систем более крупного масштаба – скоплений галактик, то самое далекое из тех, до которых удалось определить расстояния, находится в созвездии Волосы Вероники на расстоянии около 5200 Мпс от нашей Галактики, а самое близкое – на расстоянии около 29 Мпс. Это скопление в созвездии Девы, включающее в себя приблизительно 200 галактик высокой и средней светимости; в том числе 10 гигантских спиральных систем и 7 гигантских эллиптических.

Галактики внутри групп и скоплений, а также сами группы и скопления движутся друг относительно друга. Так, внутри Местной группы галактика Андромеды к нам приближается. А вся Местная группа со скоростью, равной нескольким сотням километров в секунду, движется по направлению к скоплению в Деве.

Это скопление является центром еще более грандиозного объединения звездных островов – сверхскопления с поперечником, достигающим 60 Мпс. В него входит и наша Местная группа, а также ее космические соседи – всего около 20 тысяч галактик, не считая карликовых звездных систем. Все они обращаются вокруг скопления в Деве.

Когда-то считалось, что во Вселенной существует бесконечная «лестница», бесконечная иерархия звездных систем. Звезды образуют галактики, галактики объединяются в группы, группы – в скопления, скопления – в сверхскопления, сверхскопления – в сверхсверхскопления и так далее без конца. Однако исследования последних лет показали, что эта лестница обрывается на сверхскоплениях. Объединений большего порядка в нашей Вселенной, по-видимому, не существует.

 

«Согласно гипотезе Мурадяна, Метагалактика образовалась в результате распада сверхтяжелого суперадрона с массой 1056 г. Это и был тот «первоатом», тот сверхплотный «сгусток» материи, который дал начало нашей Вселенной. Его распад на более мелкие адроны привел к образованию протоскоплений галактик, а последующие распады на адроны с еще меньшими массами – к образованию галактик. Следующим этапом был распад на адроны с массами, меньшими 1028 г. Дальнейшие распады, по мысли Мурадяна, должны были привести к образованию диффузного облака, внутри которого в результате конденсации вещества сначала возникли сгущения – «протозвезды», а затем процесс образования звезд протекал в соответствии с обычной классической схемой…

Однако за то время, которое отделяет нас от работ Мурадяна, была создана уже знакомая нам теория «инфляционной Вселенной», которая фактически снимает вопрос о начальной «сингулярности».»

 

«В частности, английский астрофизик-теоретик Б. Картер, развивая мысль, высказанную А.Л. Зельмановым, обратил внимание на тот факт, что жизнь на Земле могла возникнуть и развиваться лишь при весьма редком сочетании целого ряда астрофизических и космологических обстоятельств.

На одно из таких «совпадений» указывает и П. Девис. Как известно, земная жизнь – это углеродная жизнь. А химический элемент углерод образуется в недрах звезд. Однако для синтеза углерода необходимо одновременное столкновение трех ядер гелия. Как показывают расчеты, подобное событие в ядерной топке звезды чрезвычайно маловероятно. Однако есть и другой путь: при столкновении двух ядер гелия образуется ядро бериллия. А оно, в свою очередь, столкнувшись с еще одним ядром гелия, может образовать ядро углерода. Но для того, чтобы это произошло, ядра бериллия и гелия должны быть «настроены в резонанс». Так вот, оказывается, что величина тепловой энергии в недрах типичной звезды как раз такова, что обеспечивает этот резонанс. Удивительное совпадение!

Столь удивительное, восклицает Ф. Хойл, что кажется «нарочно подстроенным». П. Девис приводит и более распространенное высказывание Хойла по этому поводу: «Если вы хотели образовать углерод и кислород примерно в равных количествах в ходе звездного нуклеосинтеза, то должны были бы задать два уровня (резонансов), причем именно там, где эти уровни и найдены… Здравая интерпретация фактов дает возможность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал «сверхинтеллект» (П. Девис. Случайная Вселенная).

«Чем больше мы искусственно расщепляем и распыляем материю – тем больше выступает ее фундаментальное единство».

Тейяр де Шарден

«Таким же маловероятным выглядит и случайное возникновение в процессе естественного развития Вселенной и живых структур, а затем и человека. Весьма образно проиллюстрировал это обстоятельство индийский физик и математик Чандра Викрамасингха: «Скорее ураган, пронесшийся по кладбищу старых самолетов, соберет из обломков новехонький суперлайнер, чем случайным образом из своих компонентов возникнет жизнь».

Все это наводит на мысль, что в процессе формирования Вселенной и создания условий, необходимых для появления и существования жизни и человека, непосредственное участие принимало некое «сознательное начало». То есть наша Вселенная была «сконструирована» и «построена» в соответствии с разумным планом, учитывавшим все необходимые для возникновения и развития жизни условия и обстоятельства.

К подобному заключению пришел и авторитетный исследователь Вселенной, выдающийся английский астрофизик Фред Хойл. «Здравая интерпретация фактов, – заявляет он, – дает возможность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал «сверхинтеллект… Вселенная – это вызов всем нам».

Вероятно, со временем физикам и астрофизикам удастся построить достаточно полную картину образования нашей Вселенной и описать этот процесс с помощью соответствующих уравнений. Но остается сакраментальный вопрос, который сформулировал один из крупнейших современных теоретиков в области физики и астрофизики С. Хокинг. «Но что вдыхает жизнь в эти уравнения и создает Вселенную, которую они могли бы описывать?.. Обычный путь науки – построение математических моделей – не может привести к ответу на вопрос о том, почему должна существовать Вселенная, которую будет описывать построенная модель. Почему Вселенная идет на все хлопоты существования? Научная теория так всесильна, что сама является причиной своей реализации? Или ей нужен создатель, а если нужен, то оказывает ли он какое-либо воздействие на Вселенную?»