Discussion

Please or Register to create posts and topics.

2.1 Танис – «вторые Фивы» и город исхода евреев / Tanis – "Second Thebes" and the City of Exodus of the Jews

Во время своего долгого правления Псусеннес (см. "1. Предисловие к «Qairan Elim» Димаша…") построил ограждающие стены и центральную часть большого храма в Танисе, который был посвящен триаде Амона, Мут и Хонсу. Псусеннес был якобы правителем, ответственным за превращение Таниса в полноценную столицу, окружив его храм внушительной кирпичной стеной. Святилище, посвященное Амону, было сложено из блоков, спасенных от заброшенного Пи-Рамсеса. Многие из этих блоков остались неизменными и сохранили имя строителя города, включая обелиски, все еще носящие имя Рамсеса II, перенесенные из бывшей столицы Пи-Рамсеса в Танис.

Танис (егип. ḏʿnt, греч. Τάνις, ивр. ‏צוען‏‎ (Цоан); совр. Сан эль-Хагар, араб. صان الحجر‎) — древнеегипетский город, центр 19-го нома (септа) Нижнего Египта Именти-пеху, на восточном рукаве дельты Нила — Танитском (теперь Муизз). Столица Древнего Египта (вместе с Фивами) при XXI династии.

Главными божествами Таниса были Амон, его супруга Мут и их дитя Хонсу, образующие Танитскую триаду. Эта триада была, однако, идентична фиванской, что привело многих ученых к тому, что они стали называть Танис "северными Фивами".

Первые несомненные следы существования города относятся к XII династии. Здесь найдены колоссы Аменемхета I, основавшего храм в Танисе.

После ухода Пи-Рамсеса (Рамсес II Великий) Танис стал центром власти фараонов 21-й династии, а затем и 22-й династии (вместе с Бубастисом). (21-й элемент – скандий, 22-й – титан).

Правители этих двух династий поддерживали свою легитимность как правители верхнего и Нижнего Египта с традиционными титулами и строительными работами, хотя они бледнели по сравнению с теми, кто был на вершине Нового Царства. Замечательным достижением этих царей было строительство и последующее расширение Великого храма Амона-Ра в Танисе (в то время Амон-Ра заменил сета в качестве главного божества Восточной дельты), в то время как второстепенные храмы были посвящены Муту и Хонсу, которые вместе с Амуном-Ра образовали фиванскую триаду. Намеренное подражание Фивам еще более подчеркивается тем фактом, что эти боги носили свои первоначальные фиванские эпитеты, что привело к тому, что Фивы упоминаются чаще, чем сам Танис. Кроме того, новый царский некрополь в Танисе заменил некрополь в Фиванской Долине Царей.

Знаменитый французский египтолог Пьер Монте в 1939 г. обнаружил в Танисе царский некрополь и нетронутые захоронения фараонов XXI-XXII династий - Псусеннеса I, Аменемопа и Шешонка II. В гробнице Псусеннеса были найдены золотая маска и серебряный антропоморфный саркофаг фараона, а также большое количество других ювелирных украшений, предметов культуры и пр. По ценности сохранившихся в ней изделий она уступает лишь знаменитой гробнице Тутанхамона. Аменемоп и Шешонк II были перезахоронены в гробнице Псусеннеса I. Первый – на месте жены Псусеннеса слева, второй – в «прихожей» гробницы. Маска и саркофаг Аменемопа были сделаны из дерева и покрыты золотом. У Шешонка II – золотая погребальная маска, покрывающая только лицо и область шеи, а также серебряный соколообразный саркофаг.

Библейская история о Моисее, найденном в болотах реки Нил (исход 2:3-5), разворачивается в Танисе, который часто отождествляется с Зоаном. Моисей с двумя рожками у Микеланджело (см. на форуме «Рога Амона, гиппокамп...»)
Есть библейское предание о порабощении евреев (израильтян) в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея.

В предании об исходе говорится, что израильтяне спаслись от преследовавшей их египетской армии, пройдя по дну расступившегося моря («воды же были им стеною по правую и по левую сторону»), в то время как армия фараона утонула («вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова… не осталось ни одного из них») (Исх. 14:1-31).

Невольно вспоминаешь, как Джордан Аракелян на сольных концертах Димаша поет «Left, Right». Казалось бы, это песня-физическая разминка, everybody stand up. Но имя исполнительницы перекликается с названием реки Иордан и напоминает об Исходе. Кто-то остается по правую сторону, а кто-то – по левую. И это уже другой Исход - к возрожденной вечности с новыми сердцем и духом. "Книга перемещения вечности" появилась в Древнем Египте в греко-римский период.